пятница, 28 октября 2011 г.

Сложен и загадочен человек

Цитата из http://www.ted.com/talks/lang/rus/dan_pink_on_motivation.html

...
Теперь я расскажу об эксперименте, основанном на «загадке свечи», который проделал ученый Сэм Глаксберг, который сейчас в Принстоне, США.

Эксперимент на тему силы стимулов.
Вот его суть.
Глаксберг изложил условия эксперимента так: «Я засекаю время, чтобы узнать, как быстро вы можете решить задачу?» Одной группе при этом он сказал:
«Ваше время решения будет служить нормой, которая покажет сколько в среднем требуется типичному участнику для решения такой задачи».
Второй группе он предложил вознаграждение, сказав: «Каждый, чье время будет среди лучших 25% результатов, получит 5 долларов.
А самый лучший результат дня вознаграждается 20-ю долларами.»

Это было несколько лет назад, и цифры подправлены с учётом инфляции. Сумма приличная, за пару минут работы. Вполне хороший стимул.

Вопрос: Насколько быстрее вторая группа решила задачу?
Ответ: В среднем, им понадобилось на три с половиной минуты больше.
Повторюсь: больше, на 3,5 минуты. Но ведь так не должно быть!

Хочу сказать, что я – американец и я верю в свободный рынок. И так он работать не должен, правда? Чтобы люди проявили себя лучше, их надо вознаграждать, разве нет? Премии, комиссионные, всё что угодно.
Дай им только стимул.
Так работает бизнес.
Но здесь что-то не срабатывает.
Налицо стимул, рассчитанный на обострение мысли и ускорение творчества.
Но действует он прямо противоположно.
Притупляет мысль, мешает творчеству.
И что самое интересное: этот эксперимент – не какое-то там отклонение от норм.
Он повторялся много-много раз в течение почти 40 лет"

Дэн Пинк об удивительной науке мотивации


среда, 26 октября 2011 г.

О КРI (КПЭ)

... не пора ли составить план внедрения Сбалансированной Системы Показателей?! 
В менеджменте, как и в любви, концентрация на технике нередко приводит к импотенции. 

1. Сформулируйте стратегию отдела, департамента, фирмы. 
• Определите будущий облик отдела, департамента, фирмы 
• Определите маршрут движения. 
2. Выпишите цели. 
3. Напишите показатели достижения цели. 
4. Постройте «измеритель» достижения показателя. 
5. Определите и зафиксируйте будущие действия. 
6. Поставьте сроки достижения контрольных точек и финишной точки. 
7. Выделите ресурсы 
8. Назначьте исполнителей. 
9. Проверьте квалификацию исполнителей. 
10. Проверьте - не перегружен ли исполнители сверх меры -надцатью противоречивых показателей якобы сбалансированной системы показателей. 


На своем пути вы будете делать ошибки. 
И это плохо для вас, но хорошо для других. 
Возможно, ошибки символизируют жизнь и рост. Главное – чтобы ошибки не были фатальными. 
Некоторые ошибки, которые вы сделаете в процессе своей работы, будут напечатаны позже. 

Самое печальное - что этот "план" не будет работать даже в режиме "Необходимых условий", не говоря уже о "Достаточных условиях". Этот план помогает работать, но не является гарантией успеха. Иногда вклад в достижение успеха плана - то же сомнительный. 

...когда у судьбы имеются на наш счет какие-то планы, она находит средства заставить нас действовать в соответствие с ее сценарием. "судьбы ведут того, кто хочет, и влачат того, кто не хочет". 
Макс Фрай


В чем преимущество плана - в том, что он снижает неопределенность... и страхует от заведомо бессмысленных деяний, которые отсеиваются на этапе планирования. 

Парадокс системы сбалансированных показателей состоит в том, что предикат "сбалансированный" в этой системе ничем не обосновывается. Система выглядит как сбалансированная, но не имеет доказательств сбалансированности. На практике же обычно сбалансированная система показателей приводит к тому, что 5% персонала пашут как пчелки, обеспечивая достижение показателей, а остальные 95% в зависимости от места на фирме весело проводят время на работе, особо не напрягаясь. А когда их прижимают к ногтю, то они тычут пальцами в сторону тех самых работяг (которых всего 5%) и заявляют, что это именно из-за них у них дела не ладятся. 

Вот такая система "наказания невиновных, награждения непричастных" по американски. Вернее, по СППэшному. 

А почему? А потому, что ССП не учитывает, что эффективность фирмы определяет лишь узкое место (см. теорию ограничений Голдратта). 
Нет необходимости рождать туманные показатели для всего предприятия, которые руководитель не способен охватить разом. 
Достаточно фокусироваться на узком месте! 

Вот и весь секрет! 

В самом общем виде задачи планировния выглядят примерно так: 
1. Задать цель 
2. Выписать ограничения. 
3. Выписать ресурсы 
4. Определить множестов допустимых действий. 
5. Выстроить логическую последовательно-паральную схему действий (иначе говоря - построить календарный план в терминах задачи календарного планирования) 
6. Установить показатели (так сказать поворотные пункты маршрута) 
7. Проверить логику: правильность последовательности работ, соответствие и соразмерность действий желаемому результату, достаточность ресурсов, вписываемость в ограничения. 
8. Рассчитать критический путь и оценить в целом - а достигается ли цель. 
***
Эпиграф: "Самонадеянность и некомпетентность в новом столетии сменят на лидирующих позициях рейтинга неприятностей России дураков и дороги. (перефраз Мусафина)" 

Ошибки планирования: 

отсутствие измеримых целей, 
отсутствие новых стимулов, 
ошибочная оценка того, что можно в течение длительного времени и того, что необходимосделать в ближайшее время, 
монолитная программа работ: необходимо разбить программу на небольшие задачи, 
отсутствие промежуточных результатов, 
отсутствие гибкости, альтернативных планов, различных сценариев, 
неверно выбранный маршрут или направление главного удара. 


Управленческие ошибки руководителей 


Пригожин Аркадий Ильич, Из материалов конференции "Практические способы достижения целей бизнеса" 


1. Естественные (неизбежные) ошибки 


в прогнозах тенденций на рынке, возможных действий конкурентов, спроса и т.п.; 
в оценках ситуации в организации, качества продукции, способностей работников и т.д.; 
непредвиденные, но в принципе предвидимые события, последствия собственных действий и т.д. 


2. Предубеждения 


неприятие перехода от модели управления "приказ-исполнение" к модели управления"согласование интересов"
неприязнь к поведенческим технологиям, например, к использованию правил, методик для проведения коммерческих переговоров, командной работы, разрешения конфликтов и т.п.; 
"ерунда все, что нельзя посчитать" - предубеждение против качественных методов стимулирования, оценки работников и т.д.; 
отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно непрактичному; 
заниженная оценка реального потенциала работников; 
боязнь делегировать ответственность своим подчиненным. 


3. Незнания 


закономерностей смены стадий развития организаций; 
методов формулирования должностных функций
современных мотивационных систем; 
методов анализа ситуаций; 
управленческих технологий. 


4. Неумения 


формулировать цели своей фирмы; 
доводить общефирменные цели до целей подразделений и работников
просчитывать свои решения на реализуемость
планировать многовариантно
обеспечивать фактическое выполнение решений; 
использовать индивидуальные особенности работников. 


5. Дисфункциональные склонности 


к самоцентризму, т.е. стягиванию максимума решений и проблем организации на себя; 
демотивирующий стиль руководства, т.е. упор на подчеркивание упущений работников, а не на оценку их достижений; 
"информационная алчность" - стремление знать и контролировать в организации все; 
дублирование порядка, когда руководители выдают задания, повторяющие должностные инструкции, положения об отделах и т.д.; 
склонность давать задания, устраивать разбирательства "через голову" подчиненных руководителей; 
перегрузка лучших работников по принципу "грузить на того, кто везет"; 
привычка назначать нереальные, т.н. "мобилизационные" сроки выполнения заданий; 
поспешность в выдаче заданий, от чего у подчиненных возникает установка: "не торопись выполнять - скоро отменят"; 
необязательность на слово, пренебрежение своими обязательствами и обещаниями, что разрушает репутацию руководителя - его ценнейший капитал; 
склонность поддаваться манипулированию со стороны подчинённых; 
эмоциональное подавление подчинённых: силой голоса, грубостью, нетерпимым тоном, что ведёт к большим управленческим потерям (снижение инициативы сотрудников, имитация их согласия, сокрытие информации и собственных мнений). 


6. Управленческие иллюзии 


вера в непогрешимость своих решений, убежденность в том, что главные причины сбоев в управлении - низкая исполнительская дисциплина, внешние обстоятельства, а не собственные просчеты; 
культ материального стимулирования, сведение всей мотивации к доплатам, премиям, бонусам, нежелание "включать" более сложную мотивацию персонала; 
склонность видеть причины своих трудностей прежде всего во вне, а не внутри организации; 
преувеличение фактора лояльности ближайших сотрудников при их подборе и оценке и т.д.;
склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное, самоуспокоение, игнорирование возможных угроз.

воскресенье, 23 октября 2011 г.

Организационное поведение и коллективное бессознательное




«Организационное поведение можно формально определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организации» 
Профессор Ф. Лютенс. 


Дисциплина «Организационное поведение» исследует, как минимум: 
- личность и восприятие, 
- групповую динамику, 
- конфликты и стрессы, 
- организационную, корпоративную культуру, 
- социализацию, 
- мотивацию и лидерство. 

Эта дисциплина изучает «коллективное сознательное». 
А как быть с «коллективным бессознательным»? 
Есть ли оно? 

Этология (http://www.ethology.ru/) движется по пути исследования врожденных программ животных, особенно в части группового поведения. 
Человек – то же животное. И то же собирается в стаи. 

Похоже, человеку присущи врожденные программы, обеспечивающие столь сложное и эффективное поведение. Просто, в силу высокой степени социализации эти программы очень сложно идентифицировать и вскрыть. 

Профессор Дольник: 
Цитата
«Наш мозг устроен так, что его отвечающая за сознание часть не только НЕ МОЖЕТ знакомиться с содержанием врожденных программ, но даже не знает об их существования». 


Этология «вычислила» наличие программы и вычислила ряд подпрограмм, которые интересны в исследовании поведения человеческих стай. 

Эти подпрограммы: 
- агрессия: индивидуальная и коллективная. 
- иерархия и ее символы. 
- система обозначения своих и чужих. 

Знать эти подпрограммы важно. Хотя бы для того, чтобы легко стать лидером, возглавить организацию, движение, вообще, встать во главе любой организации людей. 

Парадокс состоит в том, что мы от лидера ждем «великого и духовного», а выбираем его, 
этого самого лидера, опираясь на «инстинктивное», игнорируя сознательное, великое и духовное. 

Путь по выстраиванию карьеры можно существенно спрямить, если включить в поведение программы "коллективного бессознательного". 

Далее все цитируется по работе профессора Дольника: 
Дольник В.Р. Этологические дискуссии по запретным садам гуманитариев. 
Эту работу можно найти на сайте этологии. А также еще много других работ. 

Агрессия. 

Агрессивность – степень психологического воздействия-давления на соперника-врага. 

В стае возникают стычки. Стычки не предполагают, что соперник должен быть физически уничтожен. Более того, это запрещено, так как ослабляет стаю. Но кто-то в стычке должен победить. 

Кто? 

Побеждает в стычке более агрессивный – «тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать и быть устойчивым к чужим угрозам». 
Заметьте, не более умный, не более сильный, а более агрессивный. 
Отсюда правило – босс должен быть агрессивным. 

Можно ли снизить уровень агрессии в стае. 
Похоже нет! 
Это парадоксальный вывод, но тем не менее. 

«Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, то проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода».


С «порогом запуска агрессии» я не согласен. 
Я интерпретирую это явление по другому. 

Программа агрессии предполагает некоторый постоянный уровень агрессии. 
Он необходим, чтобы вовремя перестраивать иерархию доминирования в стае и своевременно продвигать более успешных на верх пирамиды. 
Если нет поводов для проявления агрессии, она просто накапливается и потом переливается через край. 
Поэтому, если в коллективе давно не было ссор – ждите ее непременно. 
Самый мелкий повод даст толчок, и накопленная нереализованная агрессия выплеснется наружу. 

Отсюда задача руководителя – канализировать агрессию, например, придумать для организации врага. 
Иначе, всех начнет интересовать, у кого зарплата больше, кто больше или меньше работал, пышным цветом расцветут интриги. 

Коллективная агрессивность проявляется несколько по иному. 
Самцы не помогают друг другу в обычной обстановке. 
Они объединяются только в двух случаях: когда отбиваются от хищников или когда отстаивают территорию. 
Поэтому коллективная агрессивность возникает только когда враг находится за пределами организации. 
В этом случае персонал сплачивается, люди начинают чувствовать свою ценность, уровень самоуважения повышается, организация становится источником самоуважения, мотивация на высочайшем уровне! 

Коллективная агрессивность (ее наличие) является фундаментом мотивирующей организационной культуры и фундаментом лояльности персонала. 

Неожиданный результат? 
Да. 

Какая жалость, что я так поздно узнал об этом «секрете». 

Кстати, та же тема лучше раскрыта здесь 
Толкачева Е.В. Эталогия в помощь организационному поведению. Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2007. 
Согласно материалов сайта … и работ профессора Дольника В.Р. 
«Неравноценность особей по агрессивности приводит к образованию… иерархии. Доминантная (самая агрессивная особь) подавляет других».

Но что важно отметить. 
«Победа в стычках достигается необязательно того, кто сильнее. Она достается того, а активно агрессивен…» 

Иерархия определяет то, что у А.Файоля (основателя административной школы управления) стоит под номером 9 в списке принципов: «Иерархия или скалярный принцип». 
Единственно, что у А.Файоля не описано, так это то, что не только команды движутся по цепочке иерархии, но и агрессия тоже. 
К счастью, с затуханием. 
Потому что чем дальше от доминантной особи, тем менее агрессивна особь. 
Иначе бы она поднялась выше по иерархической лестнице. 

И теперь ГЛАВНАЯ характеристика лидера, ГЛАВНОЕ качество, согласно вывода этологов: 

«… помимо агрессивности, способности легко выдерживать прессинг и быстро оправляться от поражения, все остальные качества могут быть у ДОМИНАНТА любыми.» 

О, как! 
«Он может быть и сильным физически, и слабым; и злопамятным, и отходчивым; и сообразительным, и туповатым; и заботиться о возглавляемой им группе, и быть к ней равнодушным». 

Итак, центральные качества лидера: 
- быть агрессивным, 
- легко выдерживать прессинг, 
- быстро отправляться от поражения. 

А теперь представьте себе, что эта доминантная особь окажется еще УМНА и ПОРЯДОЧНА. 
Что это значит? 
Это значит, что у группы появились конкурентные преимущества! 

А что будет с агрессивностью тех, кто находится на самом низу иерархии? 
У них совсем нет агрессии? 
Нет, агрессия у них есть. 
Но обратить ее не на кого. 
Поэтому злость будет вымещаться на животных и неодушевленных предметах. 
Последнее плохо для организации. 
Отсюда возникают такие явления, как намеренная порча оборудования, зданий, воровство и прочих материальный ушерб. 
Вот так то! 
А вы думали, откуда «несуны». 
Возможно, это не только жадность, клептомания, но и "эффект" выхода агрессии. 
Так что ж, это такое не уничтожимое явление - воровство сотрудников? 
Оставлю это вопрос без ответа… 

И последний вопрос: иерархия необходимо обязательна? 
Ответ на этот вопрос важен с точки зрения течений в менеджменте, пропагандирующих децентрализации и создание «плоских» структур. 

Думаю, что бесперспективно создавать организацию на принципах «плоской» структуры. Биологическую программу невозможно превозмочь, как бы не были социализированы особи.
Потребность в начальнике, который бы взял на себя инициативу и ответственность нужна всем. 
Потому что, только агрессивная особь может отбрехаться от всех (прочих доминантных особей), если дела вдруг пошли как то не так. 
Отбрехаться и сохранит