среда, 19 декабря 2012 г.

Школа культуры

Основные посылки культурной школы разработки стратегии можно сформулировать следующим образом.

Формирование стратегии – это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании.

Верования индивида есть результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации, как правило, не выраженных явно и невербальных, хотя иногда усиливаемых более формальным воспитанием.

Члены организации способны лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых базируется их культура, в то время как ее источники и объяснения могут оставаться для них малопонятными.

Стратегия принимает форму, прежде всего, перспективы и только во вторую очередь позиции.

Перспектива коренится в коллективных устремлениях, не обязательно явно выраженных, и отражается в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации.
Утверждается, что эти модели образуют основу конкурентных преимуществ организации.

Основной характеристикой стратегии согласно выводов школы культуры выступает предначертанность, как осознанная, так не вполне осознанная. Ну, наверное, еще также и вовсе неосознанная - если логически продолжить...

Культура, и в особенности идеология, содействуют, скорее, не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии; в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической перспективы организации.

-----
 
Школа культуры возможно опасна тем, что она пытается разубедить в необходимости изменений. Ее представители выступают за постоянство в управлении, за устойчивое движение намеченным курсом. Культура сильная, прочная, оформленная; ресурсы установленные и глубокие. Подчеркивая важность традиций и единодушия, характеризуя изменения как очень сложные, школа культуры в определенном смысле способствует застою. Культуру очень трудно создать. Реконструировать ее еще сложнее, а разрушить? – проще простого?

НО
В противоположность индивидуализму школ дизайна, познания и предпринимательства школа культуры проповедует коллективное измерение социального процесса, рассматривая как индивидуальный, так и организационный стили и оспаривая "раздроблению сущего" на части («агентов» как портфельных составляющих) в пользу построения общей перспективы.

-----
 
Парадокс же в чем?

1. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ... это оксюморон?

2. Если стратегия строится на не вполне осознанной предначертанности, то разве это стратегия? Утки, журавли, другие перелетные птицы - когда летят на юг и обратно - они руководствуются стратегией? Или инстинктом? Культурно так летят...

понедельник, 17 декабря 2012 г.

Критерии выбора персонала - свойства товара

Свойства "товара", который продают (или вынуждены продавать) рекрутинговые компании.

Цитата

Анна Кручинина, руководитель финансовой практики рекрутинговой компании MarksMan, все критерии делит на две группы: профессиональные и материальные. К первой группе она относит следующие показатели:

* цели и задачи должности,
* возможности профессионального и карьерного роста в компании,
* статус и репутацию компании-работодателя,
* бренд работодателя,
* имидж руководства компании,
* рабочий коллектив,
* обучение за счет работодателя,
* корпоративную культуру компании.

К материальным:

* компенсационный пакет для данной должности,
* социальные льготы для сотрудников компании,
* условия работы и уровень комфорта,
* рабочий график/командировки,
* месторасположение офиса компании.


Источник: http://planetahr.ru/publication/3749

но...
Мотивация работника – вне организации: приложить минимум усилий для получения максимума дохода сегодня. Работник живет сегодняшним днем и не связывает свое будущее с конкретной организацией.

суббота, 15 декабря 2012 г.

Формальные правила правильного показателя

Когда мы вводим показатели, мы должны задуматься - а какие правила должны сопровождать правильные показатели.
Отвлекаясь от содержания показателя, можно "придраться" к форме показателя.

А именно, хороший показатель должен удовлетворять следующим формальным правилам:

- должна иметься "составляющая" BSC (финансы, клиенты, процессы, персонал и системы), к которой относится вводимый показатель;
- должна быть указана стратегическая цель, которую показатель измеряет;
- есть номер или код показателя;
- есть название показателя;
- есть операциональное определение и описание показателя;
- есть единица измерения показателя;
- есть формула, алгоритм и методика расчета показателя;
- указан источник информации для расчета показателя;
- определен ответственный за информацию по показателю;
- определены ответственные за расчет показателя и аудит правильности расчета;
- определены частота измерения или расчета показателя;
- установлено представление показателя (число, таблица, график, диаграмма);
- определено подразделение, отвечающее за измерение показателя;
- установлено значение показателя, отражающее хороший или плохой результат достижения цели (нормативы, показатели конкурентов).

Это про один показатель.

А сколько должно быть показателей.
Может быть сколько угодно, но в каждый конкретный момент динамику системы будет определять ОДИН показатель. Если система находится в равновесии - то 2, 3, максимум 5! Почему, ответ в теории катастроф.

То есть, делать можно много показателей, но 80% динамики будет определять ОДИН показатель!

понедельник, 10 декабря 2012 г.

В чем сбалансированность сбалансированной системы показателей

В предыдущих заметках так и остался не раскрытый вопрос - в чем сбалансированность сбалансированной системы показателей.

Между тем какая-никакая сбалансированность имеется. Но я бы назвал эту сбалансированность как взаимоувязку, как жесткую связь, возможно как сильную связь всех показателей ССП.
Эта сбалансированность обсуждается авторами, например, во введениях здесь
Каплан Роберт С, Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. — М.: ЗАО ≪Олимп-Бизнес≫, 2005. — 512 с

В частности, если не хватает времени читать труды самих авторов ССП, то можно воспользоваться неплохой статьей Логиновой Т.В. Трансформация стратегического управления финансами предприятия, опубликованной в журнале "Финансовый менеджмент", №1, 2007 (http://www.finman.ru/articles/2007/1/4691.html ).

Итак, в чем же сбалансированность BSC (ССП).

Прежде всего, я бы сказал, "заточенностью" на выполнение стратегии, и только на это.

Как я понял из статьи, эта заточенность выражается в том, что
1. Включаются показатели, отражающие ВСЕ стратегически ВАЖНЫЕ аспекты (не только рецептов - как выделить ВСЕ, и как выделить ВАЖНЫЕ более или менее объективным методом; эксперты, они понятное дело, все могут).
2. Все показатели "повязаны" причинно-следственными связями (то же не простое дело, учитывая как путают причину и следствие, а также достаточное число ложных причин и воображаемых следствий).
3. Все показатели "смотрят" на финансовые показатели, то функционально связаны как вход с финансовыми показателями, как выходом.

Алгоритм же стратегического процесса примерно такой
1. Акционеры и высшее руководство определяют финансовые цели и ориентиры.
2. "Определяется круг проблем, связанных с идентификацией потребителей, разработкой мер, направленных на улучшение восприятия собственной продукции или услуг с точки зрения клиента".
3. После выполнения 1 и 2 начинается поиск необходимых средств.
4. За счет совершенствования внутренних бизнес-процессов возможно снизить напряженность поиска необходимых ресурсов, а также убедиться в выполнимости пункта 2.
5. "Совершенствование внутренних бизнес-процессов в значительной мере зависит от технологий, квалификации и опыта сотрудников, внутреннего климата в коллективе и других факторов, которые в BSC отображены в составляющей обучения и развития."

Как мы видим, все завязано на финансы. И это понятны, так как система американская, а американцы не зарабатывают, а делают деньги!

Вот такая табличка есть в статье.



Итого,
получаем три стадии жизненного цикла:
- рост (начало);
- устойчивое состояние;
- сбор "урожая" (зрелость);
А также три финансовые стратегические цели:
- рост дохода и расширение структуры деятельности (это так называемая борьба за долю рынка);
- сокращение издержек и увеличение производительности (это по М.Портеру попытка перейти к лидерству по издержкам);
- оптимизация рентабельности активов (это вероятно уже нишевая стратегия).

Примечание. У авторов более обтекаемо написано "оптимизация активов, инвестиционная стратегия".
ЭТО по моим непросвещенным взглядам - ПУРГА.
Оптимизация активов - это задача "превратить все в деньги". Но если рентабельность активов выше чем депозиты в банках или в других бизнесах владельцев, то забирать деньги не будем, а будем алчно эксплуатировать активы до тех пор, пока они дают отдачу выше ожиданий. Иначе, пошли все на ..., деньги на стол!


Итак.
Цитата
Рост доходов и расширение структуры деятельности достигается при условии увеличения числа предложений продуктов и услуг, завоевания новых клиентов и рынков, развития товаров и услуг в сторону создания более высокой добавленной стоимости, соответствующего пересмотра цен.

Согласен.
Цитата
Сокращение издержек и увеличение производительности достигается снижением прямых и косвенных издержек и совместным использованием ресурсов с другими бизнес-единицами.

Не совсем так по моему разумению. Не хватает существенных деталей! Здесь может также действовать эффект опыта, что очень важно, а также эффект масштаба. А масштаб и опыт делались на предыдущем этапе. Но следует понимать, что эффект масштаба и эффект опыта - это несколько разные штуки. Можно быть опытным, но не масштабным.
Цитата
Третье направление (использование активов и инвестиционная стратегия) характеризуется стремлением сократить оборотный капитал, необходимый для поддержания объема и расширения направлений бизнеса, а также для оптимального использования основных средств за счет активизации ранее задействованных ресурсов для развития новых сфер деятельности и ликвидации тех активов, которые не оправдывают свою рыночную стоимость.

А про это я писал в примечании - это пурга. Деньги "сливают" до тех пор, пока есть возможность или пока жадность в ожидании будущих денежных потоков не остановит инвестора-оптимизатора.

ВОТ ТАКАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ!

И эта сбалансированность мне нравится. Особенно на третьем, последнем этапе. Эта очень даже продуктивная с точки зрения финансов ФАЗА жизненного цикла и конкретная финансовая стратегическая цель. А иначе зачем баранов держать, если плов не готовить?

А табличку нужно будет как-нибудь переделать. Уж очень она мутная с точки зрения финансов. Что же в ней, однако, маскировали Каплан и Нортон?

Послесловие

Цитата
По существу финансовые стратегии просты: компания может делать деньги, во-первых, больше продавая и, во-вторых, меньше расходуя. Все остальное — ≪музыкальный фон≫. Любая программа — доверительные отношения с клиентом, качество, соответствующее ≪шести сигмам≫, управление знанием, передовые технологии, своевременная доставка продукта — создает стоимость только в том случае, если это ведет к росту объема продаж или сокращению затрат.
Таким образом, финансовые результаты компании улучшаются посредством двух основных факторов — роста доходов и производительности.
Каплан Роберт С, Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. — М.: ЗАО ≪Олимп-Бизнес≫, 2005. — 512 с


Вывод

Сбалансированности как не было, так и нет, поэтому придется эту тему все-таки развить поподробнее.
Тем более, что задумки есть и сбалансированность как мираж брезжит.

четверг, 6 декабря 2012 г.

Схема возникновения кризиса (еще одна)

Я соорудил вот такую причинно-следственную цепочку одного из возможных сценариев развития кризиса.
Вот такую...

1. Пустые и необеспеченные деньги отправляются на товарные рынки. Например, все эти 2,5 года цены на продовольствие растут, но реального дефицита не наблюдается. В России вообще ввиду эмбарго все зерно просто сгнило.

==>

2. Деньги, придя на товарные рынки, начинают раздувать пузыри. Цены растут. Некоторые экономисты утверждают, что растут из-за того, что много необеспеченных денег. Но ведь растут же.
==>

3. Рост цен, он же рост пузыря, привлекает спекулянтов, которые начинают разгонять пузыри, стимулируя их рост.

==>

4. Если же пузырь начинает расти, то игра с деньгами становится непривлекательной, форекс перестает интересовать спекулянта. Интерес к пузырю растет в соответствие со скоростью развития пузыря. Резкий рост есть источник исключительной привлекательности.

==>

5. Но рост пузыря обозначает рост цен. А рост цен – это рост инфляции.
==>

6. Рост инфляции обесценивает деньги. В нашем случае обесценивается доллар. В самом деле, в 21 веке доллар обесценился на 20%.

==>

7. Обесценивание доллара начинает раскручивать цены и за пределами пузыря. Например, пузырь начал формироваться на рынке серебра. Но обесценивание доллара в итоге привело к тому, что начали расти цены на нефть. Количество пузырей стало увеличиваться, прямо как в дрожжевом тесте. Но и первичные пузыри на этом фоне начинают выглядеть уже не столь круто.

==>

8. Большое число пузырей начинает все больше и больше привлекать спекулянтов. Причем привлекательность пузырей зависит не от его размера, а от его роста. Большой рост сулит большие выгоды за малое время. А каждый спекулянт думает, что он, конечно, не проиграет и сумеет вовремя зафиксировать прибыль. Правда, не всем пузырям везет, так как пузырь на начальном этапе не привлекателен для спекулянта.
==>

9. Обилие пузырей дальше раскручивает рост цен.


==>

10. Рост цен превышает некоторый порог, за которым наносится чувствительным удар по малообеспеченным слоям. Вообще, от роста цен всегда первыми страдают малообеспеченные слои ввиду малой торговой наценки. Чтобы сохранить какую то маржу, розница просто вынуждена поднимать цены на товары первой необходимости синхронно с ростом цен поставщиков.

==>

11. Удар по малообеспеченным слоям вынуждает правительства увеличивать социальную поддержку.
==>

12. Увеличение социальной поддержки сопровождается выбросом все тех же слабообеспеченных денег и инфляция не унимается.
==>

13. Поддержка малообеспеченных слоев в развитых странах выглядит просто как включение «печатного» станка. В развивающихся же странах та же мера производится сложнее, например, за счет девальвации национальной валюты.
==>

14. Инфляция продолжает расти, и власти пытаются включить монетарные механизмы для обуздания инфляции. Например, ужесточают нормы резервирования для банков, стерилизуя тем самым часть денежной массы (пример, Китай), сокращают государственные расходы, повышают учетную ставку.
==>

15. Монетарные меры обуздания инфляции вызывают уменьшение кредитования экономики.

==>

16. Уменьшение кредитования приводит к замедлению экономического роста, в связи с чем возникает законный вопрос: А с чем боролись?

==>

17. Замедление экономического роста вызывает кризис государственного долга.


==>

18. Для расшивки кризиса государственного долга поднимаются налоги.

==>

19. Увеличенные налоги еще более подавляют экономическую активность, стимулируя к тому же уход в тень некоторой части экономической деятельности.

==>

20. Если кризис госдолга развивается, но приходится продолжать сокращать расходы, повышать налоги. Если же это не удается, и МВФ не дает кредитов, то дефолт.
==>

21. Дефолт то он дефолт везде, кроме США. В США вместо дефолта используются другие инструменты: раскручивается торговля производными финансовыми документами – деривативами и стимулируется потребительское кредитование. Итог – долговая экономика. Теперь требуют ужесточить регулирование. Что будет, неизвестно, так как экономическая модель уникальна.
==>

22. Так или иначе потребительская активность в США начинает падает, а это значит сокращается экспорт из Китая.
==>

23. Китай потребляет примерно 20-25% мировых сырьевых ресурсов. Сокращение экспорта из Китая снизит потребление сырья и запустит проблемы в сырьевых экономиках.
==>

24. Платежный баланс сырьевых экономик начнет стремиться в отрицательную область, что начнет сокращать импорт, включая импорт из развитых экономик.

==>

25. Сокращение импорта из развитых экономик приведет к сокращению экспорта развитых экономик и новому витку экономического спада.

Вся эта схема не развивается одномоментно. Возникают колебания, осцилляции. По мере развития кризиса период колебаний-осцилляций сокращается по логарифмическому закону до тех пока не случится либо фазовый переход экономики, либо пока она не перейдет в режим стагфляции с мелкими и частыми колебаниями около некоторого маленького отрицательного уровня снизу нуля.


-----------


Цитируется

Крах Октября 1929 – яркая иллюстрация нескольких замечательных особенностей, часто связываемых с крушениями.
Одна из них, крахи непредвиденны для большинства людей, особенно для экономистов.

«Через несколько месяцев я ожидаю, что рынок акций будет намного выше, чем сегодня».
Это слова Ирвинга Фишера, выдающегося экономиста Америки, профессора экономики в университете Йеля всего за 14 дней до Черного вторника на Уолл-Стрит 29 октября 1929 года.

«Серьезная депрессия по типу 1920-21 годов – маловероятная. Мы не наблюдаем длительную ликвидацию». Это анализ, предложенный подписчикам Гарвардским Экономическим обществом через день после Черного вторника.

см.



=== А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ? ========
Аналитик министерства иностранных дел Великобритании в 1903-1950 гг.: "Чуть ли не ежедневно ко мне врывались озабоченные напуганные личности с ужасными предсказаниями неминуемой войны. Всякий раз я отказывался им верить. Ошибся я только дважды".
"Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий.



суббота, 1 декабря 2012 г.

Место стратегического управления

Касательно того, в каком месте структуры фирмы должна размещаться стратегическая функция, а также какого объема она должна быть, я могу привести следующие ссылки
1. http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_97/article_1334/
Роль корпоративного центра
Натаниэль Фут, Дэвид Хенсли, Макс Лэндсберг, Роджер Моррисон
2. "Вестника McKinsey", номер 1 (3) 2003
http://www.mckinsey.com/locations/moscow/russianquarterly/

А еще есть Ицхак Адизес

Когда бесполезно стратегическое планирование (и маркетинг тоже)


В моей (Ицкаха Адизеса) методологии стратегическое планирование применяется на девятом шаге, а не на первом. Если положить вишенку на горку навоза, то вы уж никак не получите вишневый пирог. Частенько консультант предлагает блестящий план, но этот план не к чему применять, поскольку инфраструктура отсутствует, персонал ведет себя хуже пауков в банке, и при этом все ждут, что стратегическое планирование их спасет. Знаете, что мне это напоминает? «Давай заведем еще одного ребенка – наверняка это спасет наш брак, который трещит по всем швам». Еще раз повторяю, успех приходит изнутри, а не снаружи.

Из интервью Ицхака Адизеса, INC, 01-1991.

ИЦХАК АДИЗЕС: В первую очередь, нужно обеспечить взаимное доверие и уважение в верхнем звене управления. Если его нет, мы выделяем время, чтобы оно возникло. Для этого мы передаем людям полномочия и ответственность, чтобы у них возникло ощущение собственной значимости и влияния на компанию. Это – первые три шага. После того, как создан "фундамент" из взаимного доверия и уважения топ-менеджеров, мы переходим к более трудным задачам. Правильный порядок здесь особенно важен. Для начала нужно переопределить миссию компании и каким же все-таки бизнесом она занимается. К концу периода «бурные годы» компания может одновременно торговать обувью, заниматься недвижимостью и присутствовать на многих других рынках. Нужно сфокусироваться на чем-то, а для этого, бывает, приходится расстаться с одной-двумя заветными мечтами, что дается тяжело.

После этого занимаемся организационной структурой, системой отчетности и информационными потоками. При этом мы разделяем функции управления и ответственность на уровне топ-менеджеров. После этого руководители высшего звена обучаются и внедряют навыки командной работы, постановки и контроля целей и стратегического планирования. В процесс изменений постепенно вовлекаются все прочие сотрудники компании. Только в самом конце, одиннадцатым шагом, идет разработка новой системы поощрений. Повторюсь, очень важно соблюсти последовательность: миссия, структура организации, отчетность, система вознаграждений.
Система вознаграждений сама по себе бесполезна, если вы не знаете направления движения компании, между сотрудниками нет разделения ответственности, отсутствует учет и измеримые показатели эффективности. В таком случае вознаграждения вырождаются в подкуп собственных сотрудников.

Вот такой вот стратегический менеджмент.

СНАЧАЛА ВОСЕМЬ ШАГОВ пройди, а потом заикайся о стратегическом менеджменте.

И это я считаю важным достижением в стратегическом менеджменте, которого не было в "Школе стратегий".

Указание на то, что не всем нужна стратегия! Нужно созреть до этого уровня. А то иначе получится как с восьмилетним мальчиком, которому ну не понимает, почему секс вкуснее мороженного!