пятница, 28 февраля 2014 г.

Элементы бизнеса

Элементы бизнеса


Бизнес-идея! Как комплекс
• - Продукт
• - Рынок
• - Персонал

Продукт --> раскладывается на
• - Сегментирование (7±2)
• - Первый бренд
• - Самый дешевый бренд
• - Самый дорогой бренд

Рынок --> раскладывается на
• - Потребность
• - Объем потребности
• - Конкурентность
• - География
• - «Художественность» как антитезис функциональности

Персонал --> раскладывается на
• - Мотивация
• - Ключевые специальности
• - Численность персонала
• - Производительность
• - Иерархия
• - Бюрократия как необходимость
• - Средства нейтрализации бюрократии
• - Придворные и неприкасаемые, «уважаемые» и «аксакалы».

Далее идут функциональные разделы.
Данные разделы полезны для получения более-менее полного представления о ходе дел. Это не исчерпывающий список. И все равно получился большой.

Финансы


• - Структура
  • Финансовая структура 
  • Структура мест хранения и эксплуатации активов 
  • Классификаторы видов движения денежных средств, классификаторы доходов и расходов 
  • Формы отчетов 
• - Бухгалтерский, финансовый и управленческий учет
  • Бухгалтерская отчетность и степень покрытия ею хозяйственной деятельности 
  • Финансовая отчетность – на базе каких данных готовится 
• - Казначейство и исполнение бюджета
• - Бюджет и план продаж
  • Есть ли кассовые разрывы? 
  • Есть ли платежный календарь? 
• - Управленческая отчетность
  • Состав 
  • Сроки подготовки и представления 
  • Степень посмертности 
• - Долги, и в частности
  • Период оборачиваемости дебиторской задолженности 
  • Период оборачиваемости кредиторской задолженности 
• - АХД (анализ хозяйственной деятельности), и в частности
  • ROI=ROS*оборачиваемость*финансовая зависимость 
  • Доля операционной прибыли в выручке 
  • Доля чистой прибыли в выручке 
• - Формула бизнеса
  • Прибыль = функция (цена, количестов, норма маржинальной доходности, постоянные расходы) 
  • Прибыль = функция (Активы, Собственный капитал, Рентабельность оборота, Оборачиваемость) 

Организация


• Положение об организационной структуре.
• Штатное расписание и его актуализация
• Чем устанавливаются
  • Регламенты (правила) работы 
  • Результат 
  • Качество результата 
  • Сроки результата 
  • Ответственность 
• «Линия» прохождения команд
  • Как доводятся указания 
  • Как контролируется исполнение 
  • Как наказывается неисполнительность 
  • Как критикуется «начальство» 
• Линия работы с новаторами и «изобретателями» (поддержка развития)
  • Как собираются предложения об улучшении 
  • Как оценивается ценность улучшения 
  • Как внедряется новшество 

Автоматизация


• Есть ли ИТ-директор и его роль
• Как поддерживается ИТ-хозяйство, связь, ИТ-инфраструктура в целом
  • Компьютеры, принтеры и т.п. 
  • Программы общего назначения 
  • Деловое ПО 
• Деловое ПО
  • «производство» 
  • «маркетинг» 
  • «финансы и бухгалтерия» 
  • Есть ли BI-системы? 
  • Есть ли системы для топ-менеджеров (специализированные мониторы)? 
  • Есть ли KPI, рассчитываемый в автоматическом режиме? 

Маркетинг


• Возрастные, половые, гендерные особенности покупателей и вытекающая из этого базовая потребность
• Объем рынка: потенциальный, «актуальный», доля рынка
• Тип рынка: монополия, олигополия и т.д.
• Главный конкурент и ценовое сравнение с конкурентом
• Географический охват и характеристики региональных рынков
• Каналы сбыта, устойчивость сбыта, сезонность
• Реклама, events, акции, скидки, мероприятия по стимулированию
• «Грязные» методы продвижения
• «Сервисные» особенности, упаковка, складируемость, сроки годности, сроки «модности».

Бюджетирование

Бюджетирование это не только планирование, это еще и делегирование полномочий
• Есть ли регламенты бюджетирования?
• Есть ли формы?
• Есть ли программа?
• Периодичность составления, deed-line и число итераций
• Есть ли анализ отклонения по системе: plan-do-check-act?
• Связь бюджета с
  • Снабжением (логистикой, если говорить современным языком) 
  • Казначейством 
• «Автоматичность» исполнении платежей
• Есть ли контроль
  • Целевого использования 
  • Экономической обоснованности 
  • Цен 
  • За воровством и «откатами» 
• Процедура работы с отклонениями от бюджета, и в частности
  • Как проводятся "внебюджетные" платежи 
  • Как проводятся "инвестиционные" платежи 

Стратегия и миссия

• Есть ли формулировки (вопрос нужно задавать на каждом уровне иерархии)
  • Стратегии 
  • Миссии 
  • Видения 
• Есть ли планы, оформленные например в виде
  • Краткосрочного или долгосрочного бизнес-плана 
  • Сценарии развития 
• Процедуры разработки и корректировки стратегии
  • Методика 
  • Критерии выбора и оценки 
  • Процедуры контроля за ходом реализации стратегии 

Риски


Анализируются ли в разрезах
• Ключевые поставщики и степень их диверсификации
• Ключевые клиенты и их доли
• Ключевые сотрудники
• Государственного вмешательства, рейдерства, нерыночных методов конкуренции
• Риски появления новых продуктов, услуг
• Риски появления новых игроков на рынке
• Риски «техногенного» характера
• Риски «поломок» ИТ-инфраструктуры
• Риски аварий электро-, энерго- снабжения, других видов жизнеобеспечения
• Риски финансового благополучия, финансового неблагополучия
• Риски низкого качества управления

Эффективность


• Способность к созданию добавленной стоимости
• Производительность
  • Физическая 
  • Денежная 
• FCF
• Перечень «узких» мест по производительности
  • Найдены ли узкие места? 
  • Как планируется загрузка места? 
  • Как планируется расшивать узкое место? 
• «Масштабируемость» вниз и вверх
  • Как «сжимаются» расходы при падении выручки, например, вдвое 
  • Если ли потеря потенциала при «сжатии» предприятия 

Сегментирование видов деятельности


• Есть ли сегментная отчетность?
• Принципы формирования сегментов
• Принципы распределения накладных расходов по сегментам
• Принципы оказания услуг сегментами друг другу и принцип расчета за услуги
• Как сегменты представлены в организационной структуре
• Выводится ли чистая прибыль по сегментам?
• Делегируются ли полномочия сегментам?
• Мотивируются ли сегменты? как мотивация сегментов увязаны с общей мотивацией фирмы?


***

Данные элементы могут быть в разных причинно-следственных отношениях. То есть, в одном контексте элемент может быть причиной другого элемента, в другом же контексте он может стать следствием.
О чем это говорит?
Возможно, о взаимообусловленности и взаимозависимости элементов бизнеса...

четверг, 20 февраля 2014 г.

Шаблон текста по любой теме обосновывающий необходимости какого-либо исследования

Пусть Y=F(X,U), где
Y - выход
X - вход
F - объект управления
U - субъект управления (она же система управления).

Пример возможной конкретизации данной абстрактной формулы: Y - прибыль, F - предприятие, X - расходы и затраты, U - менеджмент.

***

Шаблон

На первый взгляд вопрос теоретического рассмотрения Х как части F кажется простым и проработанным, но при внимательном рассмотрении мы обнаруживаем ряд теоретических проблем, состоящих в наличии «белых» пятен в раскрытии и постижении природы и сущности F.
В частности, отсутствует ясная и детальная модель управления объектом F, которая лишь приблизительно представлена субъектом U.
Возможно, это есть следствие недооценки важности вопроса с точки зрения влияния X на Y. Следствие, обусловленное кажущейся простотой вопроса.

Попутно наблюдается
- некоторая терминологическая разноголосица и полисемия, использование одного и того же термина для обозначения разных сущностей;
- отсутствие связной системы показателей, снабженных характеристиками адекватности, достоверности, точности и приблизительности, необходимости и достаточности, а также полноты, что в свою очередь необходимо для решения задачи оценки Х, оценки "качеств" X, оценки качества системы управления U, применимых для любого F, вне зависимости от его масштаба и характера деятельности.

воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Конкурентная стратегия

Конкурентная стратегия обозначена множеством А:



Область А формируется на пересечении:
1. Что ищет покупатель?
2. Что предлагает компания?
3. Что предлагают конкуренты?

Что примечательно!

У профессора Joe Urbany круги пересекаются!
Представьте, что они могут не пересекаться, на самом деле.
Конечно, в планах и в воображении они пересекаются и даже все верят, что пересекаются.
А на самом деле - не пересекаются!

Возникает повод для диагностики по числу возможных пересечений:
1 - пустое пересечение
2 - пересечение между компаниями, но не покупателем
3 и 4 - пересечение между компаниями и пересечение круга покупателя и круга одной из компаний
5 и 6 - пересечение между покупателем и только одно компании

Среди этих 6 ситуаций, в дополнение к седьмой, которая на самом деле первая, имеются вполне КОНКУРЕНТНЫЕ ситуации.

Можно сказать, что неустойчиво конкурентные.
Может быть, может быть...
Если бы самая первая конкурентная ситуация была бы устойчивая!
Видите ли, и конкуренты не дремлют, и у покупателей изменяются потребности, вкусы.
И мода меняется в некоторых сегментах рынка.

В ситуации "пустого пересечения" по-моему мнению можно рассматривать в качестве конкурентной стратегии сведение предложения компании и потребности клиента. Это укладывается в концепцию голубого океана и наступательного маркетинга, формирующего новые потребности:








Данное качественное описание можно формализовать с помощью теории множеств.
Введем следующие множества:
А - множество предложений нашей компании.
С - множество потребностей компании.
Х - множество предложений конкурентов.

С помощью операций пересечения и разности множеств мы можем описать подмножества, образующиеся в результате взаимодействия предложений и потребностей.

Введем индексы для идентификации пересечений в соответствии со следующей схемой индексов:



Теперь мы можем описать пересечения с помощью формализма, принятого в теории множеств.

 

Дадим интерпретацию переменных.
Примерную интерпретацию.
Расширенная интерпретация гораздо интереснее, но не буду загромождать математическую формализацию.


Примечание. Может показаться на первый взгляд, что подмножества с нулевым индексом - это всегда плохо. Но для нового продукта такое может иметь место и в динамике, после того, как продукт будет выведен на рынок и потребитель поймет новые перспективы, продукт покинет это сектор за счет того измениться само множество С.

Введем функцию меры множеств - mes(). Аргумент функции - множество, значение функции - число. Тем самым mes(A) выражает собой экстенсионал множества А.
Функция меры и отвечающая функции меры метрика позволяют перейти к количественным оценкам вариантов конкурентных стратегий.

В частности,
mes(A) - количественная оценка предложения нашей компании,
mes(C) - количественная оценка потребности
mes(X) - количественная оценка предложения конкурентов.

Имея количественные оценки, уже можно сформулировать постановки задач оптимизации в деле выбора конкурентной стратегии.
Правда, данные задачи многокритериальные.

Например, уместна следующая постановка задачи:


Критерии в данной постановке "местами" конкурируют друг с другом и разбор множеств взаимодополняемости и конкурентности критериев сам по себе также интересен.
И, заметьте, возможно описывает все бизнес-ситуации, а также может служить абстрактным конструктом для бизнес-кейсов.

Хотя, в постановках задач отсутствует "игровая" составляющая.
То есть, постановки задач должны учитывать поведения конкурентов.
И это еще более делает интересной задачу анализа. В самом деле, теория игр нам предоставляет четыре группы критериев: минимаксный, максиминный (он же - критерий Ваальда), Гурвица, Сэвиджа. Ну, можно еще Лапласа.

Вот вроде бы и все.
Казалось бы, все примитивно - ССС - company, client, competitors.
Но нет.
Очень неплохо можно поработать с прикладной математикой.
Замечу, много и экономической работы.
В самом деле, мы ввели функцию меры множеств, но не уточняли ее.
А между, это возможно целый набор мер!
В самом деле, мы можем измерять стратегии деньгами, натуральными показателями, потребительскими свойства (в экономической теории они называются "адресами" для продукции и "вкусами" для потребностей), полезностями, лайками. И в этом не будет никаких натяжек, так реальная экономическая жизнь будет намного богаче.

Вот такая программа научного исследования конкурентных стратегий.

среда, 12 февраля 2014 г.

Несоответствие управленческой нагрузки

Норматив управленческой нагрузки - один менеджер на х подчиненных.
Где х>3, как минимум.
x=7 +/- 2 - обосновано с точки зрения объемов краткосрочной памяти.

Но не так


понедельник, 10 февраля 2014 г.

Нелинейное расширение теории ограничений

Организации это паутина людей, оборудования, методов, материалов, измерений, результатов, ....
Можно продолжать и продолжать.
К тому же добавьте к этому время и получите динамичные изменения покупателей, поставщиков, рабочей силы, законодательства, ...

Наверное, вы получите ту картину, с которой встречается менеджмент.
Хотя?
Разве это картина?
Это просто какие то "клубы" (ударение можно поставить на любом слоге) разной степени структурированного хаоса.

Традиционно, менеджмент делит организацию на меньшие, управляемые части и ставит цель - максимизировать производительность каждой части.
Тем самым традиционный менеджмент исходит из того, что глобальное развитие эквивалентно сумме "локальных развитий" - то есть максимального развития каждой выделенной им же части.
И это так при отсутствии ограничений.
Ограничений на ресурсы, ограничений на состояние, ограничений в силу причинно-следственных связей.
То есть, почти никогда.

Теория ограничений исходит из более "реалистичных" посылок и утверждает, что большинство переменных организации будет иметь очень маленькое воздействие на итог. Очень немного переменных, возможно только одна, своим значительным улучшением вызывает значительное улучшение глобальной характеристики - характеристики всей системы как целого. Такая переменная называется "ограничением",
хотя это и не совсем верно с точки зрения терминологии математической теории оптимальных систем. Точнее было бы назвать эту характеристику переменной с максимальным значением "производной по направлению".
В качестве "направлений" в ТОС берутся координаты "ресурсы" и координаты "выпуск".
С точки зрения метода оптимизации решается задача, весьма похожая на метод покоординатного спуска.
Для линейных задач все вроде сходится в силу того, что решение находится на границе области. Всегда.

Но если мы возьмем нелинейную целевую функцию, а такие случаи встречаются, например в управлении портфельными инвестициями, то метод ТОС может не сработать.
Не сработать в том случае, когда оптимум находится не на границе области допустимых значений, а "внутри" этой области.
В этом случае нет звена, которое требует загрузки на 100%!
Нет ограничения.
На фондовом рынке мне повстречалась подобная ситуация, которую условно можно назвать "остаться в кэше". То есть, неопределенность рынка настолько велика, что нет смысла заниматься "производством" инвестиций хоть в короткие, хоть в длинные позиции.

Общим метод решения оптимизационных задач с ограничениями - метод множителей Лагранжа.
В случае, если оптимальное решение не принадлежит границе, а принадлежит области допустимых значений, ни один из множителей Лагранжа не влияет на решение, то система уравнений разрешима "без участия" множителей Лагранжа.
В этом случае ограничения нет.
Точнее, он есть только в целевой функции.
Если же множитель Лагранжа начинает играть роль, то встает вопрос - какой из множителей выбрать в качестве ограничителя?

Что бы это значило с точки зрения ТОС в случае нелинейных задач оптимизации выпуска?
Такая вот задача.

Второй случай - еще более сложный, это задачи дискретной математики и ТОС.
Достаточно составить небольшую задачу с несколькими станками, несколькими времена переналадки, с учетом потребления одних и тех же ресурсов, но так чтобы задача выбора плана стала эквивалентна задаче коммивояжера или задаче о ранце, как становится неясно, как применить ТОС.
Это другого рода нелинейность, уходящая в глубокую дискретность.
Если Вам кажется, что все это чепуха - попробуйте применить ТОС к решению задач-головоломок типа Тетриса.
Если есть решение - подскажите.

***

Комментарий

Цель и критерий, я их различаю.

Цель для меня - это конечное состояние системы.
Критерий - это с каким "качеством" может быть достигнуто состояние.
Например, за самое короткое время, или за минимальное потребление ресурса.
Когда стоит задача просто придти - то ограничения имеют смысл только с точки зрения обозначения границ области достижимости.
ТОС включает критерий и в этом проявляется своеобразие.

четверг, 6 февраля 2014 г.

Социализация, социальная компетентность

Социальная компетентность – это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей.

Социальная компетентность предполагает:
• Знания об основных нормах, поведенческих стандартах и ожиданиях, принятых в данной среде (например, в бизнес-среде);
• Готовность к быстрому освоению новых ожиданий и стандартов;
• Умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами;
• Умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации.

Признаки невысокой социальной компетентности:
• игнорирование или откладывание ответной коммуникации
• перенос времени встречи
• опоздание
• чрезмерная подстройка под интересы партнера по коммуникации («картонная коммуникация»)

Цитата

Взгляни на царство: будто тяжкий сон
Увидишь. Зло за злом распространилось,
И беззаконье тяжкое в закон
В империи повсюду превратилось.

Наглец присваивает жён,
Стада, светильник, крест церковный;
Хвалясь добычею греховной,
Живет без наказанья он.
Истцы стоят в судебном зале,
Судья в высоком кресле ждёт;
Но вот преступники восстали -
И наглый заговор растет.
За тех, кто истинно греховен,
Стоит сообщников семья -
И вот невинному 'виновен'
Твердит обманутый судья.
И так готово все разбиться:
Все государство гибель ждёт.
Где ж чувству чистому развиться,
Что к справедливости ведёт?
Перед льстецом и лиходеем
Готов и честный ниц упасть:
Судья, свою утратив власть,
Примкнет в конце концов к злодеям.
Гете. Фауст.
***

О социализации 

Речь идет об экономической игре, моделирующей возникновение и развитие кооперативности.
Игра проверяла два тезиса:
1. Люди в коллективе проявляют тенденцию к сотрудничеству, если понимают, что это сулит им взаимную выгоду.
2. Рациональный эгоистический субъект и не подумает участвовать в создании общественного блага, если только он не является членом малой группы или если его не принуждают к этому (тезис Олсона).

Для игры было отобрано 560 человек Курской области, как городские, так и деревенские жители, средний возраст группы – 44 года.
Игра.
1. Формировалась группа из 3-х человек.
2. Каждому давалось по 20 жетонов стоимостью 10 долларов.
3. Каждый мог пожертвовать в общую кассу сколько угодно.
4. За пожертвование каждому участнику обещали выдать ПОЛОВИНУ общей кассы!
5. Давалась возможность провести всего две игры.

Пример. Если все три участника пожертвуют по 200 долларов, то каждый получит за это 300 долларов. То есть «рентабельность» равна 50%, а прибыль 100 долларов. Заметим, что если пожертвуют по 100 долларов, то получат по 150 долларов, но рентабельность та же – 50%. Но если два участника пожертвуют по 200 долларов, а один – прокатит остальных, то все получат по 200 долларов. У обычных людей прибыль – НОЛЬ, а у хитрого – 100% и 200 долларов прибыли. Правда, если в группе все хитрые, то после игры все остаются «при своих».

Результаты игры.
Первая игра дала среди городских жителей средний размер жертвы – 60-70 долларов, среди деревенских – 100 долларов. И конечно в каждой группе были хитрые, кто зарабатывал на других. Их наличие указывало на то, что во второй игре кооперативность сильно упадет, и нет смысла проводить вторую игры ради очевидного результата.

Модификация игры.
Было введено наказание. Каждому показывали, кто, сколько внес, и он мог выбрать наказание – сумму штрафа. Но тут интересный момент. У того, кто штрафовал, тоже вычиталась сумма, но на 20 долларов меньше. Типа, моделировались издержки обеспечения «власти» - содержание карательных органов.
Такое отнюдь не бесплатное наказание порождает конфликт: с одной стороны хочется наказать «гада», а с другой стороны – за это удовольствие нужно заплатить.
Предполагалось, что наказание повысит кооперативность. Это наблюдалось в играх с народами протестантской этики.

Итак, что получилось.
1. Введение наказания ни в одной группе не увеличило кооперативность.
2. После сообщения о наказании средний размер вклада СУЩЕСТВЕННО уменьшился среди городского населения. Хотя это не наблюдалось среди деревенских взрослых жителей.
3. Количество хитрых (тех, кто не вносил) не изменилось.
4. Обнаружилась новая тенденция: наказывать тех, кто внес больше всех!

Экспериментаторов поразило и отсутствие «отклика» на наказание и совершенно новое явление: наказание тех, кто слишком сильно высовывается. То есть, тех, кто слишком сильно печется об общем благе.

Британские ученые с моей точки зрения не убедительны в своих объяснениях.

Что можно сказать точно, так это разительное отличие культур: протестантской и русской. Это первое.

А второе, данный эксперимент показывает большую склонность к социализации русского человека, нежели западного. Дело в том, что наказание «тех, кто не как все» как раз свидетельствует о высокой степени социализации (см. труды этологов), а не наоборот. Западный же исследователь пока туп в части постижения социализации и думает, что повышение благосостояния ведет к повышению кооперативности. Ну, о чем они там думают! Когда же это и у кого, у каких народов изобилие приводило к сплочению нации?!
В принципе, британские профессора ослеплены светом бога Кап-И-тала и им трудно разглядеть человеческую природу, вытекающую из его биологического естества.

Дополнительные источники
1. Р. Григорьев. Мы действительно такие? «Знание-сила», №5, 2008.
2. Бенедикт Херрман, Саймон Гехтер. «Пределы самоорганизации при наличии злости».

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Пример факторов PEST-анализа

Факторы:

Политические 

• Действующее законодательство 
• Будущее законодательство 
• Международное законодательство 
• Регламентирующие органы и процессы 
• Правительственная политика 
• Торговая политика 
• Фонды, гранты и инициативы 
• Лоббистские группы 
• Международное давление 
• Войны и конфликты 

Экономические 

• Экономическая ситуация и тенденции в стране 
• Экономическая ситуация и тенденции в мире 
• Налоги, связанные с данными продуктами 
• Сезонность и влияние погоды 
• Рыночные циклы 
• Факторы, специфичные для индустрии 
• Товаропроводящие каналы 
• Проценты и обменные курсы 
• Вопросы международной торговли 

Социальные 

• Тенденции 
• Демография 
• Отношения и мнения потребителей 
• Взгляды СМИ 
• Изменения законодательства, влияющие на социальные факторы 
• Представления о брендах, компании и технологии 
• Алгоритмы покупок 
• Мода и ролевые модели 
• Основные события и влияния 
• Этнические и религиозные факторы 
• Реклама и пропаганда 
• Вопросы этики 

Технологические 

• Появление конкурирующих технологий 
• Финансирование исследований 
• Пограничные/вспомогательные технологии 
• Технологии-заменители 
• Зрелость технологии 
• Зрелость и потенциал производства 
• Механизмы покупки 
• Законодательство в области технологий 
• Инновационный потенциал 
• Доступ к технологиям, лицензирование, патентование 
• Вопросы интеллектуальной собственности 
• Глобальные коммуникации 
• Новые технологии: скорость возникновения, динамиками передачи, скорость устаревания