суббота, 31 октября 2015 г.

Функции менеджмента по Адизесу

4 функции менеджмента
  • - P (provide ) удовлетворять потребности клиента. Продажи и финансы - краткосрочная функция.
  • - П предпринимательство, прогноз, уметь предугадывать ситуацию, предлагать идеи - долгосрочная функция. Сфера маркетинга.
  • - А - администрирование.
  • - И - интеграция - создание сотрудничества.
Диагностика дефицита определенной функции менеджмента.

  • Если фирма теряет долю рынка - не хватает Р.
  • Слишком низкая норма прибыли - не хватает А.
  • Фирма не выпускает новых продуктов, поздно выходит на рынок - не хватает П.
  • Кризис управления - не хватает И.
Очень грубая диагностика склонности менеджера к определенной функции.
Задавайте менеджеру вопросу в стиле: да? или нет?.
Менеджеры будут отвечать с определенным преобладанием утвердительных, отрицательных и неопределенных ответов. Но в среднем обозначенные типажи ведут себя следующим образом
  • Р: на да?-отвечают да, нет?-нет.
  • И: да? и нет? = может быть.
  • П: да? - пока да, но когда узнаю больше, может оказаться нет; нет? - пока нет, но если объяснишь, может да.
  • А: молчит, значит нет.



понедельник, 19 октября 2015 г.

Работа с ключевым ресурсом

Горюют всегда об одном,
об утерянном времени,
которое ушло,
ничего после себя не оставив. 
О даром ушедших днях.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Цитадель.

Стоит уделять особое внимание ключевым с точки зрения достижения цели ресурсам.
Какие ресурсы являются ключевыми?
Те, которые формируют ограничение, узкое место.

Если ключевым ресурсом является время, то особое внимание планированию времени. Время - не складируемый ресурс, его недопустимо терять.
Для времени есть особый инструмент для формализации управления временем: сетевой график и критический путь.

Если ключевым ресурсом являются знания, навыки и умения - учитесь, отрабатывайте приемы и навыки, консультируюсь с лучшими специалистами. С лучшими, до которых сможете дотянуться.

Если ключевой ресурс - информация, то обратите внимания на источники. Определите надежность источников, привлеките специалистов, перепроверьте информацию, но убедитесь в ходе проверки, что информация происходит из разных и не аффилированных источников.

Если ключевой ресурс - деньги, то контролируйте каждый рубль, бюджетирование, обоснование целесообразности, оплата как в можно более поздний срок, особое внимание источникам (приходу) денег.

Если ключевой ресурс - материалы, сырье, энергия, то... Эти ресурс "меняется" на деньги, в силу этого и отношение к ресурсу, такое же как к деньгам.

Этого:

  • время,
  • знания,
  • информация,
  • деньги и активы.
формируют систему ограничений.

Критерий - как правило максимум денежного потока, возможно полного, возможно дисконтированного денежного потока, возможно нетто-потока.

Время - параметр и ограничение.
В итоге имеем задачу оптимального управления с ограничениями.
Действующее ограничение и будет тем ключевым ресурсом, на который нужно обращать особое с точки зрения управления внимания.

Ключевое же отличие от математической постановке состоит в том, что в математической задаче ограничения ДАНЫ, а управление может их "ОТМЕНИТЬ", "СНЯТЬ", "ОСЛАБИТЬ" либо сделать не действующим.

Отсюда вытекает:
  1. можно решать оптимальную задачу, задействуя методы планирования и бюджетирования.
  2. можно решать задачу изменения постановки задачи, воздействуя на ограничения.
Первая задача описывает реактивную форму управления, вторая - активную форму управления.

четверг, 15 октября 2015 г.

Существенность и материальность

Показатель существенности в денежных единицах измерения рассчитывается как среднее следующих пяти показателей:
  1. - прибыль * 5%
  2. - выручка * 2%
  3. - активы * 2%
  4. - собственный капитал * 10%
  5. - затраты * 2%

Материальность рассчитывается как процент от следующих показателей:
  1. - 2% оборотных активов или УК
  2. - 10% чистой прибыли
  3. - 0.5-3% выручки

Балалова Е.И. Каурова О. В. Подходы к определению существенности в процессе планирования аудита // ФМ - №5 - 2004 - с.96-105.

***

Хотел бы еще отметить про один из показателей - "Обеспеченность". Дело в том, что показатель материальности стоит сравнить с обеспеченность, чтобы убедиться в отсутствии ошибок.
Для характеризации обеспеченности годится такая, пусть грубая, но образная аналогия

Ваша обеспеченнось определяется сроком, в течение которого вы (ваша семья) может поддерживать привычный вам образ жизни, не тратя своего времени и сил на зарабатывание денег и не продавая принадлежащего вам имущества.
Интересно, что обеспеченность измеряется не в деньгах, а в периодах времени!

Вероятно, обеспеченнось 75% граждан России - 3 месяца, но у большинства - 1 месяц.

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Стратегическое видение

Видение есть желаемое будущее компании, которого компания и ее лидеры надеются достичь.

В видение как существенное входят стратегические цели компании, "вплавленные" в воображаемую картину будущего, в воображаемые дела компании, в воображаемые результаты, которые следует еще добиться. С другой стороны, видение есть специальный тип стратегической цели, отличный от "целей и задач" краткосрочной и среднесрочной перспективы.

Наличие видения - это самый важный актив "настоящего лидера". Без видения лидер "не настоящий", он либо назначен, либо его вынесло во главу фирмы стечением обстоятельств.
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Между тем, многие стремятся к обладанию стратегическим видением, но лишь единицы имеют его и умеют его сделать общим достоянием и предметом вдохновения окружающих.

Видение - это не миссия.
Миссия - это больше мотивы, интересы, принципы, побудительные причины, движущие силы, которые прямо или косвенно вплетаются в корпоративную стратегию, корпоративные намерения и цели, стандарты и корпоративное поведение.
Видение - это не "корпоративная мораль", не смысл, не ответ на вопрос "что такое хорошо, что такое плохо" в корпоративном поведении и в корпоративной жизни.

Ряд исследователей выделяют 4 общие ВНЕШНИЕ характеристики строгого и действенного видения.

  • Видение должно задавать направление и являться руководством к действию, является путеводной нитью.
  • Видение должно быть амбициозным и впечатляющим.
  • Видение должно быть смелым и характеризовать широтой взгляда на мир и вещи.
  • Видение должно захватывать и вдохновлять к действию.

Впрочем, Kantabutra and Avery (2010) предложили 7 признаков эффективного видения.

  1. Краткость. Эффективное видение должно состоять максимум из 22-слов. Это важно для передачи (коммуникации) видения и запоминания видения.
  2. Главная цель. Видение должно иметь одну главную цель и говорить об этой главной цели.
  3. Абстракция. Видение не должно быть мелочным и состоять из множества цели типа SMART. Оно должно побуждать, а не обуздывать креативность.
  4. Вызов-соревновательность. Видение должно побуждать людей прикладывать усилия, возбуждать "преследовать" и "добиться".
  5. Долгосрочная перспектива. Видение должно учитывать что будущее будет другое, а для этого нельзя ограничиваться месяцем или годом.
  6. Стабильность. Видение не должно быть зависимым от сиюминутных изменений, а также от изменений среднесрочного характера. Для этого оно должно быть гибким и восприимчивым к новым технологиям и новым идеям.
  7. Вдохновение. Видение должно вдохновлять, так как оно сделано для людей. И люди должны чувствовать, что это видение совпадает с их желаниями и делает их существование осмысленным.
Много, много признаков эффективного видения.

Но есть и короче.

"Видение это амбициозные и убедительные мечты, которые заряжают энергией, которые обеспечивают эмоциональную и интеллектуальную энергию для путешествия в будущее".

Как создать видение?
С точки зрения регулярного менеджмента это экстремально трудная невыполнимая задача для менеджера.
Бесполезно создавать. 
На пути создания видения будут стоять когнитивные ограничители (предубеждения, убеждения) и корпоративные традиции (корпоративная культура и корпоративные регламенты).
Поэтому.
Нужно найти "носителя видения", мечтателя, который не успел воспарить в облаках и поверить в его мечты.
Либо если у Вас есть видение, но его не разделяют, то найти тех, кто разделит с Вами путешествие в придуманное Вами будущее.

Видение, рожденное в корпоративных коридорах, курилках, кабинетах и размещенное на корпоративных сайтах - то же видение. 
Но вот насколько оно эффективное...

Видение имеет обладает тем же статусом, что и изобретение в технике, произведение искусство в художественном деле, открытие в научной деятельности. В общем имеет статус творческого продукта.
Но этого для эффективного видения видимо мало.
Людей легко объединяет чувство, но чувство не главное. Дух творчества, дух как ответственность - важнее!
Нельзя допустить, чтобы чувства овладели духом, что "корпоративный народ" овладел творцом-визионером.
Все наоборот. Тот, кто обладает видением, должен "открыть" корпоративному народу, что ему делать. И корпоративный народ должен усвоить и понять, что ему делать. Говоря в стиле Антуана де-Сент Экзюпери, корпоративный народ это желудок, для которого видение должно стать светом и благодатью.

В определенной мере это обосновывает утверждение о безуспешности разработки видения в ходе корпоративного действа - мозговых штурмов, совещание, деловых игр, в шляпах и без шляп.

среда, 7 октября 2015 г.

Финансовые показатели (очень кратко)

Ликвидность


Ликвидность выражается формулой:

Остаток текущих средств на начало периода
+ поступления
- выплаты
= Остаток текущих средств на конец периода.

После этого стоит определить "Резерв ликвидности" как минимальный остаток.
Например, можно определить резерв ликвидности равным среднедневному расходу денежных средств.

Финансовые показатели ликвидности


Коэффициент текущей ликвидности 
=
Отношение текущих активов 
к 
краткосрочным обязательствам (текущим пассивам)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент промежуточной ликвидности
=
Отношение наиболее ликвидных активов компании и дебиторской задолженности 
к
 краткосрочным обязательствам

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент абсолютной ликвидности 
=
Отношение наиболее ликвидных активов компании 
к 
краткосрочным обязательствам

----------------------------------------------------------------------------------

Показатели финансовой устойчивости


Коэффициент общей платежеспособности 
(доля собственных источников финансирования активов) 
=
Отношение величины акционерного капитала 
к 
суммарным активам

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент автономии 
=
Отношение собственных средств 
к 
общей сумме активов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент финансовой зависимости 
=
Соотношение заемного и собственного капиталов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Доля собственных источников финансирования оборотных активов 
=
Отношение собственного капитала (за вычетом внеоборотных активов, долгосрочных пассивов и убытков) 
к 
оборотным активам

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент покрытия процентных выплат 
=
Отношение операционной прибыли 
к 
расходам на выплату процентов

Показатели эффективности основной деятельности

Прибыльность продаж 
=
Отношение прибыли от реализации 
к 
выручке от реализации

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рентабельность продукции 
=
Отношение прибыли от реализации 
к 
затратам на производство и реализацию

Показатели эффективности использования капитала

Рентабельность активов, ROA 
=
Отношение чистой прибыли 
к 
среднегодовой величине активов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рентабельность инвестированного капитала, ROIC 
=
Отношение величины прибыли до выплаты процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой ставкой, 
к 
сумме заемного и собственного капиталов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рентабельность оборотного капитала 
=
Отношение чистой прибыли 
к 
текущим активам

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рентабельность собственного капитала, ROE 
=
Отношение чистой прибыли 
к
 собственному капиталу

Показатели деловой активности

Коэффициент фондоотдачи 
=
Отношение выручки от реализации 
к 
средней стоимости внеоборотных активов за период

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент оборачиваемости всех активов 
=
Отношение выручки от реализации продукции 
к 
средней стоимости активов за период

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент оборачиваемости запасов 
=
Отношение себестоимости продукции, реализованной за отчетный период, 
к 
средней величине запасов в этом периоде

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 
=
Отношение выручки 
к
 средней величине оборотного капитала за период


суббота, 3 октября 2015 г.

Управление бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами

Аспекты:
- четкое распределение полномочий и ответственности сотрудников, и как результат -прозрачные и управляемые бизнес-процессы;
- грамотная формализация бизнес-процесса и тем самым, улучшение взаимоотношения между подразделениями компании;
- снижение зависимости компании от "незаменимых" работников, благодаря разработанным документам, регламентирующим объем и последовательность действий;
- снижение трудозатрат при введении в должность новых сотрудников и сокращении продолжительности адаптационного периода для вновь принимаемых на работу сотрудников.

Содержание:

I. Система регламентации деятельности

1. Общая структура документов компании
2. Регламентация трех групп объектов в компании
- Организационные единицы (подразделения, должности).
- Ресурсы (материальные, финансовые, кадровые и т.п.).
- Бизнес-процессы (процессы верхнего уровня, уровня структурных подразделений и должностного лица).

3. Категории регламентирующих документов
- Нормативные документы.
- Организационные документы.
- Планово-учетные документы.

II. Процессный подход к организации деятельности компании

1. Система координат при анализе и регламентации деятельности
- Проблемы регламентации.
- Субъектность деятельности, как точка отсчета.
- Типы деятельности (задачи, функции, процессы, проекты).

2. Принципиальная схема процессов деятельности коммерческой компании
- Основной бизнес-процесс, как полный цикл получения конечного результата - продукта.
- Обеспечивающие бизнес-процессы, как циклы управления ресурсами компании.
- Три уровня управления компанией.

3. Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании
- Типовой состав основного бизнес-процесса.
- Процессы стратегического уровня управления.
- Объекты и процессы тактического уровня управления.
- Принципы и уровни регламентации процессов деятельности ("Политики", "Процедуры", "Рабочие инструкции").

III. Технологии описания и оценки бизнес-процессов

1. Нотации (языки) описания бизнес-процессов
- Виды и типы нотаций для описания процессов.
- Простая и понятная для экспертов - кросс-функциональная нотация (cross functional).
- Группа нотаций, позволяющая сложное моделирование - IDEF (IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1x).
- Нотации программного средства ARIS (VAD, eEPC).

2. Описание существующего бизнес-процесса базового уровня
- Предварительное описание бизнес-процесса с конечного результата ("Обратный ход").
- Проверка правильности описания бизнес-процесса ("Прямой ход").

3. Оценка оптимальности бизнес-процесса базового уровня
- Условия и конечный результат оценки оптимальности бизнес-процесса.
- Оценка оптимальности последовательности процедур БП.
- Оценка оптимальности конечного результата БП.
- Оценка оптимальности промежуточных результатов.
- Оценка оптимальности планирования, контроля и учета БП.

4. Оптимизация бизнес-процесса базового уровня (краткий обзор)
- Усовершенствование форм передачи данных, планирования, контроля и учета.
- Фиксация оснований для принятия управленческих решений.
- Изменение состава и последовательности процедур.
- Определение областей ответственности за процедуры.
- Изменение требований к конечному результату и содержания процедур.
- Определение нормативов выполнения.

IV. Технология регламентации деятельности компании

1. Структура регламентирующих документов
- Требования к регламентирующим документам компании.
- Требования к системе регламентирующих документов со стороны различных категорий пользователей (сотрудников компании).
- Требования к системообразующим документам.
- Роль и задачи документа, регламентирующего базовый уровень деятельности: Административной инструкции - "Процедуре".
- Документы, детализирующие требования к сотрудникам.

2. Разработка Административной инструкции, регламентирующей базовый уровень бизнес-процесса
- Структура инструкции и общие требования к тексту.
- Раздел "Условия и ограничения".
- Раздел "Процедуры выполнения".
- Раздел "Контроль за соблюдением".
- Раздел "Общие положения".

3. Правила целостного моделирования и регламентации деятельности компании
- Описание группы процессов базового уровня, как направления деятельности компании.
- Требования к модели процессов деятельности всей компании.
- Правила выбора бизнес-процессов для регламентации.

4. Внедрение регламентирующих документов
- Оптимизация организационной структуры с учетом модели Бизнес-процессов.
- Требования к регламентирующим документам компании.
- Внедрение регламентирующих документов.
- Стадии развития коммерческих организаций и проблема перехода к "регулярному менеджменту" от "личного энтузиазма".

V. Разработка концепции регламентации деятельности

1. Распределение областей ответственности за Регламентацию деятельности
- Высшее руководство.
- Менеджеры среднего звена.
- Сотрудник компании.
- Специалисты структурных подразделений, ответственные за нормативные документы.
- Служба качества (подразделение ответственное за регламентацию деятельности).

2. Характеристика процедур работы с нормативными документами
- Оценка и выбор процессов для регламентации в нормативных документах.
- Разработка модели процесса.
- Разработка текста документа.
- Согласование и утверждение документа.
- Внедрение документа в опытную эксплуатацию.
- Контроль соблюдения требований.
- Прекращение действия документа. 

* * *


Описание структуры.
3 уровня.
1. Политика (policy). Что должно быть сделано в управлении и почему. Ключевые результаты и способы их измерения.
2. Процессы. Функции и ответственность.
3. Процедуры. Как выполнять.