суббота, 27 февраля 2016 г.

Возможная постановка оптимизационной задачи

Оптимизационная задача на тему организации выпуска

Дана следующая технологическая схема производства трех продуктов Y1, Y2, Y3 с помощью пяти станков T1-T5. 



Используется четыре вида сырья X4.

Для определенности принимается цикл планирования – неделя. То есть общий «запас» времени 40*60 = 2400 минут. Впрочем, это не существенно, можно выбирать любой запас времени и искать решение задачи.

Задача может учитывать
  • Возможность работы «на склад».
  • Невозможность работы «на склад».
Задача может быть усложнена
  • Введением времени на переналадку статья для выпуска соответствующего вида полуфабриката,
  • Введением количества станков Т1-Т5.
  • Введением ресурса наработки на каждый тип станка.
  • Введением накладных расходов в расчете на некоторый фиксированный период времени.
Подобные условия могут быть представлены таблицей:
Тип станка
Время наладки
Число станков
Ресурс
Накладные расходы
Т1
15
1
40000
1500
Т2
120
2
20000
1000
Т3
60
1
10000
2800
Т4
20
2
1000000
3000
Т5
0
1
20000
1200

Возможные задачи:
  • Оптимизация прибыли – максимум прибыли.
  • Оптимизация выручки – максимум выручки.
  • Оптимизация плана производства – максимум натурального выпуска.
  • Оптимизация состава станочного парка – максимум ROI вложений в станочный парк (прибыль/станочный парк), максимум ROA (выручка/станочный парк).
Плюс
  • Расчет производственных показателей (объем выпуска, доходы, расходы, загрузка станочного парка.
Дополнительно, станки могут быть переоборудованы на выпуск иного типа продукции, но такое переоборудование приводит к снижению локальной производительности станка. Например, станок может выпускать продукцию типа А с интенсивность 15 единиц. Это же станок можно переоборудовать на выпуск продукции типа Б с интенсивность 5 единиц. Может быть «случится» такая ситуация, когда выгодно переоборудовать станок с учетом критерия максимума прибыли.

"Научная" задача состоит в 
  • Формализации задачи разными способами. Например, задача может быть формализована как задача оптимизации (линейной или нелинейной), как задача динамического программирования, как задача оптимизации потока на графе, задача в классе задач календарного планирования, сведение задачи к задаче о ранце. Перечень не исчерпывающий.
  • Решении сформулированной задачи.
  • Представлении и интерпретации полученных результатов.
Сформулированные и решенные в рамках математического формализма задачи самодостаточны сами по себе.
Но тем не менее есть теория ограничений, которая претендуем на самодостаточность в решении задач максимизации прибыли. 
Сопоставления полученных математических формализмов и формализмов теории ограничений позволит уточнить как положения теории ограничений, так и способы интерпретации (постановок и решений) математических задач оптимизации.

вторник, 23 февраля 2016 г.

Противоречия мира

Если убрать из мира противоречия, то он рухнет.
Убрать из мира всё зло - утопия,
потому что оставшееся добро тут же разделится на более хорошее и менее хорошее.
То есть, опять на добро и зло.

среда, 17 февраля 2016 г.

Готова ли ERP-система к продуктивной эксплуатации

5 признаков готовности ERP-системы к продуктивной эксплуатации.
От Panorama Consulting Group.
Eric Kimberling
"Five Signs That You’re Ready for Your ERP Go-live".

  1. Пользователи согласовали и приняли все новых процессы и функциональные возможности новой ERP-системы. Если же ключевые конечные пользователи и заинтересованные стороны не полностью протестировали и одобрили новую систему ERP-системы, то они, вероятно, не готовы к изменениям. Необходимо получить все ключевые свидетельства перед переход к продуктивной эксплуатации.
  2. Сотрудники понимают свои новые бизнес-процессы. Понимают - как проводить транзакции в системе и как транзакции будут выглядеть в новой системе. Четко понимают свои роли и обязанности на этапе продуктивной эксплуатации новой системы.
  3. Сотрудники понимают, как использовать новую систему, иначе даже самая лучшая ERP-система не будет иметь никакой ценности. Соответственно, сотрудники должны знать нюансы использования системы. Обычно же, обучение сводится к обучению базовым навыкам работы с системой, что недостаточно для диагностирования готовности к продуктивной эксплуатации.
  4. Вы имеете надежный план действия в случае непредвиденных обстоятельств. План, независимо от того, насколько хорошо все подготовлено, план должен быть. И очень хорошо, если его не придется реализовывать.
  5. Вы имеете надежную поддержку пользователей. Пользователям нужно адаптироваться к новой системе. Адаптироваться придется всем, но по разному. Некоторые будут медлительным, некоторые задают много вопросов на одну и ту же темы. Все должны получить помощь в реальном масштабе времени.

Но даже если вы рассмотрели и подготовили эти 5 пунктов, вы никогда не можете быть уверены на 100%, что на этапе продуктивной эксплуатации все будет гладко и без приключений. Но масштабы и риски значительно ниже.

суббота, 13 февраля 2016 г.

Эффект синергизма

И.Адизес.
"Несмотря на быстрое увеличение числа школ менеджмента, рост материальных стимулов, лавину книг по менеджменту и множество консультантов, найти или подготовить «идеального менеджера» по-прежнему столь же нереально, как повстречать единорога."


Суть эффекта синергизма: активы интегрированной компании оцениваются дороже, чем суммарные активы каждой из фирм до их объединения.

Формула Маслаченкова Ю.

Сn=(PN+PA+EE)-(I+T+IN)

Cn - синергетический эффект в период времени n после слияния
PN - дополнительная прибыль от расширения масштабов деятельности
PA - дополнительная прибыль от снижения риска за счет диверсификации деятельности
EE - экономия текущих производственных издержек
I - дополнительные инвестиции на реконструкцию и расширение
T - прирост (экономия) налоговых платежей
IN - инвестиции в начальный момент интеграции



Компания Wal-Mart продолжала быстро расти до тех пор, пока ее главным преимуществом не стало превосходство в масштабе - одно из самых старых и несмотря на это по-прежнему наиболее эффективных конкурентных преимуществ.

вторник, 9 февраля 2016 г.

Ориентиры при написании ТЭО для ИТ-проекта

"Когда удается добиться идеального сочетания
формы и функции,
результативности и эффективности,
такому объекту место в музее.
Это большая редкость."
И.Адизес.

Экономическая эффективность ИТ-системы базируется на следующих факторах:
  • высокая скорость выполнения операций по сбору, передаче, обработке и выводу информации; 
  • непрерывность оперативного контроля хода выполнения плана на основе своевременной и достоверной информации о состоянии контролируемого объекта;
  • повышение качества учета, планирования, контроля и регулирования.
Эти три фактора можно включать в любое ТЭО любого проекта нормальной автоматизации.

Конечные финансово-экономические выгоды компании лежат в области
  • увеличение выручки, 
  • снижение операционных затрат, 
  • оптимизация структуры активов.
Эти три ключевых показателя формируют результат автоматизации. 
Довольно сложно предсказать увеличение выручки в виду неопределенность будущего и зависимости от грамотных и конструктивных действий менеджмента фирма. Но эта проблема преодолима посредством приема "при прочих равных". То есть нужно взять статистику за прошлые год и два и предположить что принципиально в экономике ничего не меняется, а менеджмент рациональный и обученный. В случае критики такого подхода аргумент "предположения сделаны в рамках формирования адекватной базы сравнения".

Сопутствующим эффектом ИТ проектов является рационализация управленческих бизнес-процессов.
Что это значит?
Это значит, что в части управленческих решений "получаются качественные улучшения":
  • сокращение дублирующих функций, ликвидация излишних бизнес-операций; 
  • повышение оперативности;
  • увеличение оперативности расчетов, сокращение сроков формирования отчетных документов;
  • увеличение возможностей "оптимизации решений" за счет многовариантных расчетов, а точнее, увеличение числа решений, принятых на основе данных и расчетов, а не на основе интуиции..
Таким образом, при составлении ТЭО ИТ-проекта достаточно выявить, описать и рассчитать следующие источники эффективности ИТ-проектов, опирающиеся, во-первых, на возможностях, лежащих в основе ликвидации потерь в силу наличия неавтоматизированных функций или операций, и, во-вторых, в "активации" - переводу в активное и производительное состояние неиспользуемых компанией резервов. Правда, нужно понимать, где, сколько и почем имеется этих самых резервов.

После того, как источники выявлены, следует описать возможный "выход" найденных источников, рассчитав выгод от:
  • минимизации упущенного дохода или формирование новых источников дохода; 
  • снижения эксплуатационных затрат; 
  • снижения управленческих затрат; 
  • минимизации налоговых и других обязательных выплат; 
  • снижении штрафных санкций и прочих внереализационных расходов; 
  • увеличения оборачиваемости текущих активов компании.
Далее применяется "стандартная" методика оценки эффективности инвестиционных проектов и все, чего следует добиться - это обеспечить положительный NPV при ставке дисконтирования, равной ключевой ставке ЦБ РФ, умноженной на 1,5 или на 2.

среда, 3 февраля 2016 г.

Коулз, Портер и ИТ технологии

Посткорпоративная школа.

Рональд Коуз (Ronald Coase) в эссе «Природа фирмы» (The Nature of the Firm), опубликованном в 1937 году, рассматривает причины и основания существования компаний.
  • Почему некоторые виды бизнеса требуют координации со стороны менеджеров?
  • Почему координация бизнеса должна осуществляться в рамках формальной иерархической организации?
  • Почему координация не может осуществляться посредством «невидимой руки» рынка.
«Важнейший вопрос, видимо, заключается в том, почему распределение ресурсов не осуществляется непосредственно при помощи механизма ценообразования».
Ответы.

  • Фирма пользуется услугами поставщиков и продавцов. Если фирма никак не контролирует условия выполнения контракта, она несет риск и соответствующие издержки от неисполнения или ненадлежающего исполнения контракта. Это будут внешние транзакционные издержки рынка.
  • С помощью собственного персонала компания может снизить издержки и даже, в некоторых случаях, вообще избежать некоторых издержек. Если издержки фирмы для некоторого вида деятельности меньше транзакционных издержек рынка, фирма будет стремиться контролировать и управлять этим видом деятельности "изнутри", так как будет иметь соответствующих выигрыш.
  • Рост внешних транкзакционных издержек стимулирует укрупнение фирм, снижение - разукрупнение.

Это было написано в 1937 года, когда не было Интернета.
Не было цифровой эры, не было Big Data.
Интернет снизил некоторые внешние транзакционные издержки.
Автоматизация, цифровизация, Big Data снизили внутренние издержки.
Что с балансом? 
Где выигрыш больше - во внешних или во внутренних издержках?

С одной стороны, Интернет как глобальный посредник способствует снижению размера фирма. С другой стороны, автоматизация, включения технологий Интернета во внутренние контуры управления существенно снижают внутренние издержки, затраты на координацию деятельности. Более того, автоматизация обеспечивает управление огромными массивами данных, что обеспечивает наблюдаемость и управляемость очень больших фирм. Тем самым, многократно увеличивается эффективность менеджмента, во всяком случае, потенциальная эффективности.

На лицо факторы, способствующие централизации компаний, так как обеспечивается возможности укрупнения не только интенсивным (за счет внутренних процессов), но и экстенсивным путем. То есть за счет слияний и поглощений. Возможно, ряд слияний и поглощений стал возможным во многом благодаря автоматизации. В самом деле, если система управления фирмой построена на подобных ИТ программах, то контроль над фирмой  не требует длительных адаптационных и образовательных процедур.

Тем самым, в определенной степени справедливы слова Коуза:
«Инновации, снижающие затраты, связанные с территориальной организацией (например, телефон и телеграф), будут способствовать увеличению размера компаний. Все изменения, улучшающие методы управления, будут способствовать увеличению размера компаний».
Следующая тенденция, обязанная жизнью цифровой эре - цифровизация самого рынка.
То есть, информационные технологии могут и снижают внешние транзакционные системы.
Примером тому создание сложных копьютеризированных вертикальных цепочек поставок и цепочек распределения. Пример - Ariba.

Создание таких цепочек становится возможным благодаря стандартизации ERP систем больших компаний, что в свою очередь, позволяет провести достаточную систему стандартизации процессов и данных, относящихся собственно к рынку. Это в свою очередь побуждает "свободных агентов" взаимодействовать с рынком по жестким правилам. Жесткие правила и обеспечивают в итоге снижение внешних транзакционных издержек. Процесс этим не заканчивается, так как продолжение стандартизации на рынке становится интеграция сложных информационных систем. Интеграция сначала интерфейсов и протоколов обмена, затем пограничных бизнес-процессов, затем ... 

Возвращаясь к слиянием и поглощением, интеграция систем облегчает слияния и на информационном уровне способствует возникновению вертикальных интегрированных компаний. Иерархия становится сильнее рынка.

Дальнейший анализ "единства и борьбы" рынка и иерархии в рамках посткорпоративной школы приводит к противоречию. Разрешения этого противоречия по-видимому должно находится в рамках иного подхода. В числе таковых мне представляется интересным подход М.Портера. В этом случае стоит рассмотреть 5 сил Портера. 

Ведущими силами, разрушающими иерархии и проистекающую из этого монополию являются
  • Угроза появления продуктов-заменителей
  • Угроза появления новых игроков
  • Рыночная власть поставщиков
  • Рыночная власть потребителей
  • Уровень конкурентной борьбы
Анализ доминант, эффектов, седловых точек, устойчивого равновесия для пяти игроков + внешние транзакционные издержки + затраты на координацию деятельности интересная задача.

Приложение. О трансакционных издержках


Для создания условий стабильного воспроизводства рынок требует определенных затрат реальных ресурсов, которые называются трансакционными издержками (от англ. transaction — сделка).

Трансакционные издержки — это ценность ресурсов, используемых в ходе решения проблемы координации и распределительных конфликтов в рамках институциональной среды и институциональных отношений.

Эти издержки состоят из:
  • затрат по поиску информации о ценах и необходимых ресурсах;
  • расходы на заключение контрактов;
  • контроль за их выполнением и правовой поддержкой.

В случае неуплаты некоторыми предприятиями трансакционных издержек возникает возможность банкротства. Другими словами, банкротства предприятий — это цена, которую платит население и государство за присутствие трансакционных издержек.


Наиболее важной формой приспособления к проблеме присутствия трансакционных издержек является возникновение фирмы. Если бы трансакционных издержек не было, то не возникло бы необходимости в фирме, предприятии, корпорации.