Название теории, авторы
|
Основная концепция
|
Классическая теория научного менеджмента (Фредерик
Тейлор, Фрэнк Гилбрет, Гарри Грант и др.)
|
Работники организации в значительной степени
заинтересованы в труде, если материальное вознаграждение тесно связано с
результатами их труда. Денежное стимулирование — единственная основа высоких
производственных показателей
|
Теории X и Y(Дуглас МакГрегор)
|
Некоторые не любят работать «от рождения», поэтому
они могут хорошо работать только под постоянным наблюдением и принуждением
(теория X). Другие сами мотивируют для себя потребность трудиться и находят
внутреннее удовлетворение в труде — правда, если для этого созданы
необходимые условия (теория Y)
|
Теория Z (Уильям Оучи)
|
Забота о каждом работнике организации, качестве
трудовой жизни, привлечение работников к групповому принятию решений — вот
предпосылки раскрытия их потенциала
|
Теория человеческих отношений (Фредерик Дж.
Ретлисбергер, Элтон Мэйо, Ренсис Лайкерт)
|
Ключевым фактором мотивации является руководитель.
Именно руководитель должен дать почувствовать работнику, что он является
членом коллектива и занимает в нем важное место. При этом исповедуется
демократический стиль руководства
|
Теория иерархии потребностей (Абрахам Маслоу)
|
В иерархии потребностей выделяют пять уровней:
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности (как физической,
так и экономической);
- потребность в любви, принадлежности (социальные
потребности);
- потребность в уважении, признании;
- потребность в
самовыражении.
Если удовлетворены потребности низших уровней, то для
мотивации работника к труду нужно активизировать следующий, более высокий
уровень потребностей |
Фактор «2» (Фредерик Герцберг)
|
В двухфакторной модели трудовой мотивации выделяются
две большие категории:
- гигиенические факторы;
- мотиваторы.
Гигиенические
факторы, факторы поддержки (политика компании и управление, условия труда,
заработная плата, межличностные отношения с руководителем, степень
непосредственного контроля за работой) носят превентивный характер и могут
вызывать у работника чувство неудовлетворенности, но они не являются
мотивирующими факторами. К мотиваторам относятся потребности более высокого
порядка, такие, как производственные достижения, общественное признание,
работа сама по себе, ответственность и возможность карьерного роста. Задача
менеджмента — устранение раздражителей (удовлетворение базовых потребностей)
и использование мотиваторов (удовлетворение высших потребностей)
|
Теория заученных потребностей (Дэвид МакЛелланд)
|
Выделяются три доминирующие потребности:
- причастности (аффилиация);
- власти;
- успеха.
Путем установления порядка
вознаграждения (признание, продвижение по служебной лестнице, достижение
определенного общественного положения и т.п.) и усиления ожидания, что
вознаграждение будет результатом лучшего поведения или работы, можно усилить
мотивацию более производительной и качественной работы |
Теория ERG (Клейтон Альдерфер)
|
Выделяют три группы потребностей:
- потребности
существования (выживание, физическое благополучие, оплата труда) — Existence
Needs;
- потребности в связях (межличностные связи, установление контактов,
уважение, оценка личности) — Relatedness Needs;
- потребности в росте
(внутреннее стремление к развитию творческого потенциала, к самореализации) —
Growth Needs.
Согласно ERG-теории отвергается жесткая иерархия
|
Теория установки целей (Эдвин А. Локе)
|
Сознательные потребности работника определяют его
действия. Цель будет воздействовать на прилагаемые усилия и влиять на выбор
поведения
|
Теория изменения поведения, теория подкрепления
(Беррес Фредерик Скиннер)
|
Поведение может быть управляемо, уточнено и изменено
благодари определенным изменениям в системе поощрений и наказаний
|
Теория предпочтений, ожиданий VIE (Виктор Врум)
|
Мотивация поведения работника определяется тремя
факторами:
- силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному
результату;
- силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к
конкретному вознаграждению;
- привлекательностью или приемлемостью
вознаграждения.
Сила мотивации есть функция от суммы валентностей результатов
(включая инструментальность), умноженных на ожидание, причем
- валентность (V—
Valence) — это устойчивость предпочтений работника относительно конкретного
результата (Y=+1, 0, -1);
- инструментальность или значимость (I —
Instrumentality) — это эталон субъективной оценки работника: ведет или не
ведет исходное действие к достижению поставленной цели (-1 < I< +1);
- ожидание (Е — Ехреctancy) — это вероятность достижения определенного
результата (0 < I < 1)
|
Теория справедливости, равенства или
беспристрастности (Дж. Стейси Адамс)
|
Основным источником трудовой мотивации является
беспристрастность или справедливость, которую работник ожидает встретить в
трудовом коллективе. Если отношение «отдача — выход», которое получает
работник (вознаграждение), к «вкладу — входу» в выполнение работы оказывается
не равным с его точки зрения аналогичным соотношениям у других работников, то
это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения
психологического напряжения. В соответствии с данной теорией адекватность
вознаграждения оценивается по соотношению «входа» и «выхода»
|
Комплексная процессуальная теория мотивации (Лайман
Портер, Эдвард Лоулер)
|
Включает в себя элементы теории ожиданий и теории
справедливости. Базируется на пяти переменных величинах:
- затраченные
усилия;
- восприятие, ожидание;
- полученные результаты;
- вознаграждение;
- степень удовлетворения.
Основной вывод: результативный труд ведет к
удовлетворению
|
Теория «математического» ожидания (Джон Аткинсон, Н.
Физер)
|
Мотивация работника к реализации определенной задачи
есть функция, составляющими которой являются сила мотива производительного
труда, субъективная вероятность (ожидание) успеха и привлекательность задачи
(валентность)
|
Теория атрибуции (Фриц Хайдер)
|
Внутренние силы (личные качества, такие, как
способности, усилия, утомляемость) и внешние силы (свойства окружающей
среды), дополняя друг друга, определяют поведение работника. Теория атрибуции
— это теория о том, как люди объясняют поведение других: приписывают ли они
причину действий внутренним диспозициям человека (чертам характера, мотивам и
установкам) или внешним ситуациям
|
Теория контроля (Уильям Глассер)
|
Связана с ощущениями работника, а именно с тем,
насколько он контролирует свою производственную деятельность. Считается, что
от осознанного контроля зависит удовлетворенность трудом
|
Теория представительства (Мишель Дженсен, Уильям
Мексинг)
|
Ключевым моментом теории является то, что интересы
собственников организации и ее работников могут различаться, причем это
расхождение можно уменьшить посредством установления соответствующих
вознаграждений
|
Теория Джона П. Кэмпбелла, Марвина Д. Даннетта,
Эдварда Е. Лоулера и Карла Е. Уэйка мл.
|
Мотивирующее воздействие на людей оказывает
определение того, насколько настоятельны их потребности и ожидания, насколько
их действия побуждают к достижению поставленной цели и каких результатов
достигли другие люди при подобных обстоятельствах
|
Теория Герберта Кауфмана
|
Организационная и профессиональная специализация
могут развивать желание и возможность работников соответствовать целям
организации
|
Теория Роберта Престаса
|
Предложена тройная классификация моделей
организационного приспособления:
- «продвигающиеся вверх» — те, кто понимает
и принимает все ценности организации;
- «индифферентные» — те, кто отвергает
такие ценности и находит личное удовлетворение вне работы;
- «амбивалентные»
— те, кто хочет пользоваться благами, которые дает организация, но не отвечает
ее требованиям
|
Теория Вернера Зигерта и Лючии Ланга
|
Критерий оптимальности мотивации и поощрений —
обеспечение взаимной удовлетворенности организации (руководства) и индивида.
Внимание акцентируется на эмоциональной стороне производственных проблем
|
Теория В. Арнольда
|
Результативность мотивации определяется направлением
и качеством усилий, а не их суммированием. Продуктивность мотивации
усиливается энергией целенаправленности поведения, продвижением личности к
эффективным для организации поступкам
|
Концепция редизайна труда (Дж. Хакман и Грег Олдхэм)
|
Мотивированность работой следует измерять с помощью
следующих пяти характеристик:
- разнообразие работы;
- законченность
работы;
- значимость работы;
- автономность в работе;
- обратная связь
(возможность оценки результатов собственных усилий)
|
Теория Томаса Стюарта
|
Работа с персоналом требует создания комплексных
мотивационных программ. При этом работники организации получают в свои руки
четыре символа освобождения: информацию, знания, власть и вознаграждение
|