понедельник, 25 декабря 2023 г.

Мотивация (Ф.Герберга, Д. Макклеланда)

24 атрибута удовлетворенности трудом


14 гигиенических факторов, снижающих неудовлетворенность трудом, но не увеличвающих удовлетворенность. Так как считается - так и должно быть.
  1. Безопасность работы.
  2. Стабильность и надежность работы.
  3. Санитарно-гигиенические условия труда.
  4. Организация трудового процесса.
  5. Режим труда и рабочего времени.
  6. Объем свободы на работе.
  7. Размер зарплаты.
  8. Способ начисления зарплаты.
  9. Распределение премий.
  10. Ощущение быть частью группы.
  11. Достижение хороших отношений с коллегами.
  12. Достижение хороших отношений с руководством.
  13. Статус и престиж работы.
  14. Возможность достижения личных целей.

10 факторов мотивации, увеличивающих удовлетворенность трудом.

  1. Качественная и интересная работа.
  2. Рабочая нагрузка.
  3. Информированность о результатах своей работы.
  4. Помощь своей организации в достижении целей, сопричастность.
  5. Получение новых знаний и навыков.
  6. Возможность профессионального роста.
  7. Должная оценка труда руководством.
  8. Возможность продвижения по службе.
  9. Участие в принятии решений.
  10. Лидерство в своей группе.

Развитие данной системы
 
  • Факторы мотивации Герцберга можно разбить на три группы и образовать треугольник. Должна появиться нулевая вершина, факторы которой могут влиять как на гигиенические, так и на мотивационные факторы.
  • Связать мотивацию с типами личности (например, рационалист-материалист-консерватор).
  • 24 фактора мотивации не действуют одновременно. Есть один ведущий, который и должен рассматриваться "в динамике". Тем самым статическая картина становится динамичной.
  • Доминирующий фактом может быть разным для разных людей. Точные измерения могут быть невовзможны, но можно говорить о статистических ансамблях.
  • Мотивация особенно действенна в "узких местах". Исходя из этого формируется подход к месту измерения факторов: измерять факторы среди персонала, оперирующего в узком месте. А вот действовать тут можно двояко - изменять фактор или изменять персонал.

***

Взгляд с другой стороны и попроще.

Теория приобретенных потребностей Д. Макклеланда описывает три группы потребностей:
  1. Потребность достижения, то есть самое главное для работника – конечный результат, возможность быть лучшим, отличиться, иметь высокий индивидуальный результат.
  2. Потребность участия, взаимодействия: работники дорожат мнением других членов рабочего коллектива, они любят работать в группе и иметь единый результат.
  3. Потребность власти, под влиянием которой работник стремится к руководящим должностям, любит брать ответственность и контролировать весь производственный процесс. Такие работники либо просто любят власть как форму выражения, либо просто посредством ее стремятся к определенной ответственности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий