воскресенье, 28 декабря 2014 г.

Исследование жизненного цикла (И.Адизес)



Деление на абзацы и выделения сделаны мною, а не автором. Данный текст находился в сносках. Иногда сноски несут гораздо больше "интересной" информации, чем сам текст.


Цитата

Восточные общества в течение веков интегрировали биологические и природные процессы в свое общественное мышление.
На Западе идея о том, что существование общественных организаций людей может описываться с помощью природных жизненных циклов, впервые была выражена в работах представителей нового историческою критицизма эпохи Просвещения Montesqieu (Монтескье), De L'esprit de Hi, Vico, Scienzanuova , Edmund Burke (Эдмунд Берк) и особенно Condorcet (Кондорсе) который предложил десятиэтапный цикл исторического развития [Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума].

XIX в историография обратила свои взор в противоположном направлении (за исключением, с некоторыми оговорками, Гегеля и за безусловным исключением таких российских социальных критиков, как Белинский, Герцен и Чернышевский) к деталям «факта как факта».

В XX в историография больше интересовалась трансцендентными историческими ценностями, чем имманентными моделями, «подобными циклическим моделям» объяснения человеческих организаций, — за исключением книги О Шпеглера «Закат Европы» и более успешной, но также спорной работы А Тойнби по исследованию мировой цивилизации с помощью модели жизненного цикла — «Исследование истории».

Импульс к изучению жизненных циклов коммерческих организаций в XX в дали новые общественные науки, такие как социология (позитивизм Conte's XIX в) и психология (особенно Piaget), М Klein и психодинамика, разработанная членами Тавистокской научной школы, и особенно работы Эрика Эриксона, посвященные этапам человеческого развития (часто цитировавшиеся авторами-экономистами, первыми начавшими писать о жизненных циклах).

Параллельно с интересом к этой теме в конце 1930-х гг появились работы по типологии, этапам развития организаций и управленческой динамике, написанные учеными-экономистами, в частности работа Й Шумпетера о предпринимательстве и бюрократии Business Cycles A Theoretical, Historical & Statistical Analysis of the Capital Process и книга Макса Вебера, переведенная в 1912 г на английский язык под названием Theory of Economic Development An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle, работы Макклелланда (D С McClelland), и особенно его исследование предпринимательства в индийских деревнях, труды П. Друкера, а также наброски для дальнейших исследований стратегий и структуры организации, сделанные Чандлером (А В Chandler).

Использование концепции жизненного цикла, исследования семьи, брака и профессиональной деятельности стало получать все более широкое распространение под влиянием, в частности, Эриксона и S Minuchin и позднее обусловило проведение нескольких значительных исследований жизненных циклов семьи и брака параллельно с исследованиями жизненных циклов организаций, таких как исследование Carter and McGoldnck.

Одни из первых попыток разработки модели жизненного цикла были сделаны D Superet al в Teacher's College Record, где период трудовой деятельности делился на пять этапов — от профессионального роста до упадка.

Другими авторами первых работ, посвященных использованию этой концепции в бизнесе, были Е Т Penrose, искавший биологические аналогии для фирм, D H Thain, исследовавший этапы развития корпораций, L L Steinmetz, изучавший динамику роста и выживания фирм и A Tansky.

Ключевое значение для популяризации исследований жизненных циклов имела статья Грейнера (L E Gremer) в Harvard Business Review под названием «Модели изменения организаций» (Patterns of Organizational Change), в которой автор выделил пять этапов развития.
В 1980-х и в начале 1990-х гг появилось множество работ, посвященных жизненным циклам и вопросам «эволюции», в июле 1986 г в Business Periodicals эта тема стала освещаться под специальным подзаголовком наравне с другими самостоятельными темами исследований и публикаций.

В 1980 J R Kimberly, R H Miles, написали совместно серию статей под общим названием Organizational Life Cycle среди авторов которых были N Tichy, W Ouchi,J Freeman и D A Whetten. В числе других важных работ десятилетия можно называть следующие:
D Boulding, посвящена стадии «упадка»,
D A Whetten и серия статей также посвященных «упадку»,
J В Miner, о «типах предпринимателей» и о бюрократических «этапах»,
R E Berenheim о «деловых семьях»,
J Freeman о «естественном отборе и выживании»,
Р Н Mirvis, W G Dyer.Jr «об изменениях в семейных фирмах»,
L M Miller описание шестиступенчатого периода развития.

В 1980-х гг несколько лонгитюдных исследований «эффективности» и «предсказуемости» этапов жизненных циклов были выполнены такими учеными, как D Miller, J Freeman, D Miner, К S Cameron, R E Quinn, P H Fnesen, R Drazin, R К Kazanjian и некоторыми другими.
D Miller и Р Н Fnesen проанализировали 5 этапов роста и упадка с помощью 54 переменных с преобладанием «комплементарных переменных» на каждом этапе, им удалось получить позитивные результаты, касающиеся предсказуемости изменений.
R Drazin и R К Kazanjian использовали деловую процедуру для прогностического анализа трехступенчатых моделей «императивов жизненных циклов». Им удалось обнаружить некоторые доказательства в поддержку своих идей. Однако общие результаты таких исследований оказались неоднозначными.

В 1990-х гг исследования теории жизненного цикла были переориентированы на изучение других сегментированных подходов к развитию и трансформации организаций.
Трудность для этих первых — и во многом революционных — исследований заключалась в том, что они были направлены либо на механическое применение неких правил к реалиям существования людей и организаций, возводя эти правила в абсолют, либо не могли переступить определенной границы в следовании модификациям и нюансам человеческих взаимодействий.
Сноска в книге
И. Адизес. Управление жизненным циклом корпорации.

Там же
Для стартапов

Цитата

Компании-младенцы должны сами проверять свои идеи и получать опыт из первых рук. Но поскольку они обычно испытывают дефицит денежных средств, то не могут позволить своим сотрудникам учиться на собственных ошибках.
Хороший опыт приобретается благодаря принятию правильных решений. Правильные решения принимаются на основе правильных оценок, а правильные оценки делаются на основании негативного опыта — так называемых ошибок.
Поскольку компании-младенцы не могут позволить себе делать слишком много ошибок, то их основатели не должны ничего упускать из виду. Поэтому основатели централизуют все.
Нет никакого реального делегирования полномочий, и именно так и должно быть на самом деле. Подчиненные являются мальчиками на побегушках или подмастерьями основателя компании. Эта практика является вполне нормальной. Если основатель уступит часть своих полномочий в условиях отсутствия системы контроля, то он может выпустить ситуацию из рук.
Стартап - это элемент жизненного цикла, и отрицать наличие жизненного цикла, то же что и отрицать наличие его элемента - начального стартового этапа - когда ничего никому невозможно доверить.

А это уже на стадии "кризис размера"

Цитата

Организации, достигшие этапа «Давай-Давай», не могут быть успешно децентрализованы. Реальная децентрализация требует наличия системы контроля. Она порождает центробежную силу, что обязывает менеджера создавать адекватную центростремительную силу, если он хочет сохранить контроль над ситуацией.
Центростремительная сила обеспечивается за счет политики, определяющей, что может и чего не может делать децентрализованное подразделение. Такая политика обеспечивает единство организации, несмотря на децентрализацию управления. Организующая подсистема — набор правил и норм — действует как центростремительная сила. В таких компаниях эта административная подсистема уже должна быть полностью сформирована, а единственный и неповторимый обычно мешает ее развитию, поскольку обычно привержен ей меньше других.
Основатели, пытающиеся организовать передачу полномочий при отсутствии системы контроля, непреднамеренно порождают децентрализацию. Люди начинают проявлять инициативу, а основатели ощущают угрозу, когда суждения, оценки, потребности и предпочтения работников не соответствуют суждениям, оценкам, потребностям и предпочтениям самих основателей.

Но всю полноту замысла - только у автора и в полном объеме.

"Маркетинг — это интеллектуальная составляющая сбыта: принятие решений о том, какой продукт продавать и по какой цене, через какие каналы распределения и каким образом стимулировать продажи. 

Маркетинг — эго функция планирования и позиционирования. Он помогает определить не только что следует делать, но и чего не следует делать." 

Адизес И. Управление жизненным циклом организации

Комментариев нет:

Отправить комментарий