пятница, 12 августа 2016 г.

Философские заимствования (Юм и Касавин)

Задача философов в том, чтобы помогать своим читателям или обществу в целом освобождаться от заимствованных тезаурусов и установок, а не обеспечивать основания для современных институтов и обычаев.Ричард Рорти

Встретилась примечательная статья: Касавин И.Т. Дэвид Юм и современная эпистомология.

Анализ Юм и эпистомологии, проведенный автором, он все-таки для философов. Но для себя в этом анализе я нашел примечательные к моему текущему пониманию мироздания положения, сентенции и заключения. Поэтому я бессовестно скопировал у автора целые предложения, дабы не пересказывать своим некрасивым слогом примечательные для меня идеи и мысли в авторском изложении.


Впечатления и идеи

В наличии только два типа феноменов – впечатления и идеи.
Все знания о реальности зависят от наших сенсоров, тем самым обеспечивается связь между окружающим миром и нашей осведомленностью о нем. Но как информация о действительности становится нашими знаниями о ней? Как все качества, свойства и характеристики объектов мира оказываются представленными  (репрезентированными) в сознании так, что субъект воспринимает их в качестве реальных объектов, имеющих определенный смысл? Более того, осознание окружающей действительности представляется настолько осязаемым, конкретным, реальным, что субъект считает и верит, что реальность должна существовать именно в том виде, именно в той форме, в какой мы ее воспринимаем. Мы аксиоматически полагаем, что наше восприятие соответствует миру. Однако, вот вопрос, насколько велико соответствие физического внешнего мира субъективному внутреннему миру, созданному нашими ощущениями?

Причинность

Вторая проблема - проблема детерминизма. Причинность как фрагмент более общей проблемы детерминизма – центральная философская проблема как в метафизике и философии языка, так и в философии науки и в теории деятельности. Многочисленные дискуссии не приводят к формированию единого подхода к пониманию терминов «причина» и «следствие». Лишь порождают множество интерпретаций.

Восходящая к Юму аналитическая «теория регулярности» гласит, что одно событие П является причиной события С тогда и только тогда, когда
а) события П и С имеют место;
б) событие П имеет место раньше события С;
в) имеет место П подобное событие, за ним следует С подобное событие.

«Из трех отношений, не зависящих от самих идей, единственное отношение, которое может выводить нас за пределы наших чувств и которое знакомит нас с предметами (existences) и объектами, нами не видимыми и не осязаемыми, есть причинность». 

Что это за отношения, которые не зависят от идей? Это смежность и сходство (пространство), а иногда и порядок (время), и причинность. Юм полагает, что пространство и время – не идеи, то есть комбинации впечатлений, но свойство, присущее впечатлениям самим по себе (отсюда прямой ход к объявлению их априорными формами созерцания, что и сделал Кант).

Юм убежден, что причинность как отношение между объектами не воспринимается непосредственно, являясь лишь идеей. Основание причинности – вера в регулярность событий, основанная на привычке наблюдения.

Стоит упомянуть в связи с причинность о споре между Н. Бором и А. Эйнштейном: что есть причинность – атрибут объективного порядка вещей или категория, позволяющая мыслить мир как упорядоченное целое?

Проблема смысла и значения

Тут стоит обратиться к

  • Фреге,
  • Соссюр,
  • Л. Витгенштейн, 
  • Ж. Деррида,
  • П. Стросон, 
  • С. Крипке.

Много "понятия смысла и значения", нет единодушия.

Что есть опыт?

Опыт – не гарантия на будущее, а процесс постижения и усвоения многообразия, которое чревато неожиданностями, в особенности для ленивого и поспешного ума,
легко превращающего отдельный факт в общее правило. Человек руководствуется приобретенными привычками, позволяющими ему доверять своим восприятиям и экономить критическое мышление.

...человек обречен на принципиальное раздвоение между повседневной достоверностью и невозможностью ее концептуального обоснования. Отсюда следует необходимость экзистенциальной дилеммы: либо отказ от философии, либо разочарование в жизни.

Абстракция

Упоминают репрезентативную теорию абстракции Беркли. Так,общностью могут обладать не идеи (в опыте встречаются только отдельные идеи), но слова, которые становятся таковыми, будучи ассоциированными с идеей, которая в свою очередь благодаря воображению ассоциируется с другими сходными идеями.

Что же относится к важнейшим положениям традиционной философии?


  • наличие духовной субстанции (?),
  • существование Я, 
  • реальность внешнего мира, 
  • теория отражения, 
  • возможность достоверного теоретического и эмпирического знания.
Сравните с бинарным вопрошанием: что первично - материя или сознание?
А есть ли они?

О теоретичности изложение Мы думаем, что очень многие предельные закономерности, которые в нашем изложение кажутся введенными лишь ради исчерпания всех логических возможностей, получат со временем и разнообразные применения. Гнеденко, Колмогоров. Предельные законы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий