четверг, 8 декабря 2016 г.

Подборка материалов по коммуникациям


Искусство разубеждать


Источник: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p15419/#ixzz3TduN1oPm

Кристофер Грэйвс


Слухи трудно рассеять слухи и уничтожить вредоносный миф.

1. Оспаривать факты бессмысленно — от этого только хуже. В 1979 году Чарльз Лорд опубликовал исследование, показавшее, как негативно реагируют люди на факты, научные свидетельства, опровергающие их заблуждения. Они готовы принять лишь те доказательства, которые укладываются в их картину мира. Это явление Лорд назвал «склонностью к подтверждению». С тех пор проводились еще сотни исследований, многократно подтверждавшие этот вывод: если пустить в ход факты и свидетельства, большинство слушателей пропустит их мимо ушей или оспорит. Они не изменят свое мнение, наоборот: еще злее в него вцепятся. Брендан Найхен из Дартмутского колледжа и Джейсон Рейфлер из Эксетерского университета обнаружили опасную тенденцию, которую они назвали «обратным эффектом»: согласно их данным, попытка откорректировать предубеждения приводит к тому, что собеседник их усугубляет.


2. Повторяя миф, мы его популяризируем. Пытаясь рассеять миф, вы повторяете его основные положения и тем самым добиваетесь двух последствий: во-первых, вы сообщаете это заблуждение тем, кто до сих пор о нем и не слышал. И 40% новопосвященных поверят в миф, а не в ваше опровержение. Во-вторых, как показывает исследование, повторяя этот миф, вы невольно «превращаете заблуждения в рекомендации». Его авторы обнаружили, что спустя три дня после разговора люди старшего возраста ошибочно «помнят» 28% ложных утверждений в качестве истинных, а если эти утверждения повторить трижды, процент принявших эту ложь за чистую монету подскочит до 40%! Итак, повторяя некорректную информацию с целью ее развенчать, вы добиваетесь обратного эффекта.


3. Подтверждение помогает, но мы редко прибегаем к нему. Услышав неверное утверждение, мы не спешим поддержать человека, а потом уж спорить. Нет, мы сразу бросаемся в атаку.
Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков
Найхен и Рейфлер в исследовании заблуждений и коррекций выяснили: если заблуждающийся человек проходил тренинг по повышению самооценки, он охотнее примет уточнения или даже опровержения. То есть сначала нужно сделать так, чтобы слушатели почувствовали себя хорошо, уверенно, и тогда есть надежда изменить их убеждения.
Отчасти причиной такого ожесточения в споре о прививках стала «демонизация» тех, кто от нее отказывается. Сторонникам вакцинации следовало бы не нападать на родителей, уберегающих детей от прививки, а начать со слов: «Мы понимаем, что вы любите своего ребенка и боитесь за него». Когда с людьми обращаются, словно с идиотами или маргиналами, спор о науке перерастает в полноценную войну.


4. Мы недооцениваем силу нарратива. В 1940-х годах австрийский психолог Фриц Хайдер положил начало знаменитому исследованию, в ходе которого обнаружилась величайшая потребность человека в сюжетах. Хайдер снял короткий простенький мультфильм с участием двух треугольников, прямоугольника и круга. Все его пациенты за исключением одного «вписывали» в этот мультфильм сложную драму, любовные интриги, запугивание. Человеку, по-видимому, необходим сюжет и в пустоте он сочинит свой.
В «войнах за вакцинацию» движение против прививок использует множество сюжетов. Каждый рассказ отличается деталями, но в нем обязательно присутствуют герой и злодей и попытки скрыть или исказить «факты».
Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки
Дженни Маккарти — актриса, модель, активистка — стала одним из самых знаменитых борцов против вакцинации в США. Опиралась она на личную историю своего сына: мальчик-де сделался аутистом из-за прививки, а затем был вылечен органическими средствами и холистическими методами. Маккарти использует мощную технику, которую специалисты по социальным наукам называют «эффектом отождествления с жертвой».
Как выяснилось, эмпатия не работает на больших числах. Мы переживаем за одного-единственного чужого нам человека, но эмпатия быстро убывает с ростом числа жертв, и наступает порог, после которого нам вообще все равно. Повторяя свою печальную историю, Маккарти эксплуатировала именно этот психосоциальный феномен. Именно ее рассказ о ребенке покоряет аудиторию, сколько бы ученые ни пытались растолковать принципы иммунизации. А когда ее попрекнули отсутствием научных данных, Маккарти отрезала: «Эван — вот мое доказательство».
Читайте материал по теме: Данные не говорят сами за себя
Профессор Стефан Левандовски исследует методы опровержения мифов и посвятил этой теме «The Debunking Myth Handbook». Он поясняет: нельзя опровергнуть миф и оставить на его месте вакуум. Нужно заполнить пустоту другим убедительным сюжетом.
Вспомните все случаи, когда вы пытались переубедить оппонента, говоря: «Не Х, а Y». Все случаи, когда вы прибегали в споре к фактам. И о том, как часто вы поддавались соблазну передразнить или унизить заблуждающегося.
Все мы поддаемся таким соблазнам. Но в результате мы лишь подкрепляем ту информацию, которую хотели бы опровергнуть, усиливаем в слушателях сопротивление нашей истине, а порой они отказываются нам внимать.


Итак, если вы решились взяться всерьез за мифы и слухи, то прежде всего постарайтесь сами их не повторять, сочиняйте убедительные собственные рассказы и помните: больше информации — не значит убедительнее.



7 правил успешных рассказчиков

Источник: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p14749/#ixzz3Tdutnrm5

Джей Ди Шрамм
Я часто рассказываю сказки на ночь своим крестникам Анне и Ною, когда их родители приглашают меня провести с ними время. Меня поражает, сколько историй они готовы вместить. Они умоляют меня: «Ну, пожалуйста, еще одну», а потом: «Еще одну». Похоже, человек так устроен, что ему очень нравится слушать хороших рассказчиков.


Взрослея, мы не теряем вкуса к хорошим историям. Я работаю с будущими лидерами в Стэнфорде, помогая им составить убедительные рассказы, которые помогут им достичь их цели в руководстве людьми и публичных выступлениях. Я разработал семь правил успешных рассказчиков для презентаций и бизнес-встреч.


Не надо предисловий. Лучшие ораторы немедленно помещают нас в эпицентр событий. Они завладевают нашим вниманием и задают тон, обещающий нам как слушателям уникальное удовольствие и незабываемый опыт. Избегайте начала вроде: «Я бы хотел рассказать вам историю о том, как я научился...» Вместо этого начните с самого действия и скажите прямо о том, чему вы научились.


Тщательно выбирайте первые и последние слова. Второго случая произвести хорошее первое впечатление нам не представится. Не надо выучивать наизусть всю историю, но великие лидеры знают назубок первые и последние слова — и могут произнести их без колебаний. Не пренебрегайте возможностью эффектно начать и закончить.


Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации


Пусть деталей будет, как в сказке «Три медведя», — в самый раз. Дайте нам не больше и не меньше. Если подробностей будет слишком много, мы утратим нить или, что еще хуже, заскучаем. Если мы не услышим достаточно деталей, нам может недоставать контекста для полного понимания или для приложения истории к собственному опыту. Если возможно, опробуйте свой рассказ на нескольких друзьях, похожих на тех людей, которые будут вас слушать. Пусть они помогут вам определить нужный объем деталей и прорисовок.


По мысли на человека. Обращаясь к группе, в каждый момент времени сосредоточьтесь на одном слушателе, меняя его каждые 4—7 секунд. В течение рассказа по возможности постарайтесь установить связь с каждым человеком. Не «размазывайте» контакт глазами по всей аудитории, как свет от маяка, лучше встречайтесь глазами с конкретными слушателями. Можно попробовать на время презентации «назначить» одного из участников общения действующим лицом вашей истории.


Читайте материал по теме: Данные не говорят сами за себя


Не забывайте о силе поэзии. Используйте меньше слов, но пусть они передают больше смысла. Мой преподаватель английского языка в старших классах мистер Уэсслинг, чтобы рассказать нам о поэзии, использовал аналогию «волшебного грузовика с зерном». Он говорил: «Представьте себе, что волшебный грузовик позволяет фермеру перевезти в семь раз больше зерна, чем обычный». (Нетрудно догадаться, что я вырос в Канзасе, не правда ли?) Мы составляли длинный список преимуществ такого средства: меньше возни, меньше расход топлива, больше свободного времени и т. д. Затем он делал вывод: «Ну вот, мальчики, именно так работает поэзия. Это когда используешь всего несколько тщательно выбранных и соединенных друг с другом слов так, чтобы они несли гораздо больше значения, чем обычно». Образность этого рассказа, услышанного мной 30 лет назад, напоминает мне о силе поэзии и силе слова.


Используйте тишину, чтобы оказать влияние и расставить акценты. Когда композитор пишет партитуру симфонии, он или она помещает паузы там, где должна быть тишина. Эта пауза является частью музыки не меньше, чем ноты. Молчание — мощный инструмент рассказчика, и им часто пренебрегают. Мэтт Мэй развивает эту тему в своем недавнем блоге в Harvard Business Review. Намеренное молчание привлекает внимание к тому, что уже было сказано, или к мысли, которая за ним последует — и позволяет другим привнести собственное толкование.


Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки


Знайте свою аудиторию, цель и послание. Используя эту простую схему из трех пунктов из книги Мэри Мантер и Линн Рассел «Guide to Presentations», вы добьетесь того, что послание будет четким, завоюет аудиторию и побудит ее к желаемым действиям.


Оратор, применяющий эти семь стратегических принципов, сможет вложить в свою историю больше мастерства и смысла.


Приведу два примера. Недавно известный писатель Джеффри Клугер выступал в передаче «Вечер с Сетом Мейерсом» и рассказывал о своей книге, посвященной нарциссизму. По сути он использовал те же самые семь принципов, излагая две краткие истории менее, чем за пять минут. Сначала он повествует о своем общении с космонавтом Джеймсом Ловеллом в процессе написания книги «Apollo 13», а потом о встрече с президентом Клинтоном в овальном кабинете. В обеих коротких историях он дает нам ровно столько деталей, сколько надо, чтобы ввести нас в курс дела. Хотя многие из нас никогда не были в овальном кабинете, Джефф помогает нам с легкостью представить себе, что он переживал, и понять, почему действия президента оказали на него такое большое влияние.


Чтобы увидеть образец того, как хорошо использовать историю внутри презентации, я предлагаю посмотреть речь Марка Безоса на конференции TED в 2011 году под названием «Жизненный урок от пожарника-добровольца».


За три минуты Безос рассказывает потрясающую историю с применением наглядных материалов. Особенно интересен выбор последних слов — «Спасите ботинки». Они служат кратким поэтическим резюме его речи. Также он очень тщательно выделил те детали пожара, о которых стоит говорить, и те, которые можно опустить. Мы знаем, что хозяин дома стоит снаружи, под дождем и босиком; но мы не знаем название улицы или каков с виду горящий дом. Безос дает нам только то, что нужно для понимания.


Истории могут убеждать и развлекать. Они могут учить и влиять. Истории делают наши послания запоминающимися. Используйте эти семь принципов для оттачивания и совершенствования своих навыков рассказчика, и вы добьетесь нужных вам результатов в руководстве людьми и передаче своих мыслей.



5 советов для выступающих без подготовки

Джон Коулмен

Источник: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p14475/#ixzz3Tdv5v1lQ


Правду говорят: многие люди пуще смерти боятся публичных выступлений. Но правда и то, что бизнесменам приходится переживать тысячи маленьких смертей, когда они выступают перед клиентами, на совете директоров и на различных конференциях. И эта смерть может оказаться медленной и мучительной, если человека попросят выступать внезапно, не предоставив ему время на подготовку. Одно из важнейших для бизнесмена качеств — умение выступать спонтанно. Порой приходится произнести «пятиминутку» перед потенциальным инвестором или попросят прокомментировать работу команды продажников и т. п. — деловой человек в любой момент может быть принужден к неподготовленному выступлению. Таких ситуаций много, они непредсказуемы и для многих крайне страшны.


Я научился справляться с такими ситуациями благодаря своему опыту в университете, а именно благодаря публичным дебатам («форуму», то есть на латыни — «публичной площади»). Из всех видов состязаний я предпочитал «экспромты», когда на подготовку пяти-семиминутной речи дается от одной минуты до получаса. Уроки, усвоенные на этих выступлениях, многократно окупились потом в работе. Я легко прошел через первые консалтинговые беседы сразу после выпуска. Я справлялся со сложными вопросами начальников и членов совета директоров. И эти же уроки выручали меня, когда нужно было обращаться к студенческой аудитории или к новому курсу аналитиков.


Эти навыки пригодятся и вам, какое бы положение вы ни занимали. Вот несколько полезных советов.


1. Определите структуру: основная проблема экспромта — неопределенность. Что говорить? Чего не говорить? Хуже всего, когда речь гремит и грохочет, а цели не видно. На нашем форуме мы устраняли эту проблему, быстро набросав на бумажке структуру и суть: обычно это введение, два-три аргумента и вывод. Держа в уме эту схему, нетрудно дополнить детали — примеры из жизни, статистические данные. Когда мне приходится внезапно, прямо за столом или на собрании, высказывать свое мнение, я хватаю блокнот, салфетку или поворачиваю чистой стороной карточку и набрасываю основную мысль и несколько пунктов разъяснения. Затем я намечаю примеры и факты — на это обычно хватает 20 слов. Всякая неопределенность и многословность на том и испарится.


Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации


2. Первым делом — ключевая мысль. Когда я работал в консалтинге, нас учили одному из основных правил коммуникации: ключевую мысль — на первое место. Любая презентация должна начинаться с четко сформулированного тезиса, чтобы слушатели могли уловить и понять все дальнейшее. Я сосчитать не сумею, сколько раз я наблюдал, как на деловой презентации речь тянется и тянется, а слушатели до самого конца недоумевают, в чем ее суть. Деловая речь подается не по законам анекдота: тут соль должна быть не в последней фразе, а в первой.


3. Побольше внимания к аудитории. Две-три фразы — и слушатели будут польщены, и речь даже по старым заготовкам обновится. Упомяните во введении город, где выступаете. Увяжите один из примеров с компанией, перед которой вы выступаете. Назовите кого-то по имени, обратитесь с одним из примеров к нему. Это небольшие жесты внимания, но благодаря им ваша речь покажется более существенной именно для этой аудитории.


4. Запоминайте, ЧТО вы скажете, а не КАК. Вам ведь доводилось мысленно репетировать речь, а затем вы вдруг забывали какую-то фразу или вовсе застревали на середине? В наших дебатах нам приходилось порой заучивать 5—10 цитат, 3—4 примера с именами и названиями городов, 3—4 статистических примера. Собрать и запомнить столько информации за полчаса — непростое дело. И вот секрет: мы запоминали ключевые примеры и статистику, а не репетировали подачу. Если потратить время на идеальные формулировки, вы запутаетесь в своих пышных фразах и упустите детали, которые как раз и придают речи жизненность. Или того хуже: будете нудно зачитывать со слайдов PowerPoint или по бумажке, вместо того чтобы свободно общаться с аудиторией. Главное — знать суть дела, слова придут сами собой.


Читайте материал по теме: Данные не говорят сами за себя


5. И покороче. Помните знаменитые слова Паскаля: «Я написал длинное письмо, потому что не хватило времени его сократить». Хотя кажется, будто импровизатору труднее всего за короткое время подготовить длинную речь, на самом деле труднее всего сделать эту речь короткой. Второпях люди неправильно рассчитывают время, включают в свой рассказ слишком много пунктов и примеров, не укладываются в отведенное время — и сообщение выходит размазанным. Никто так не оценит ваше умение экономить слова, как слушатели, так что всегда старайтесь сказать как можно меньше.


Импровизатору нужно упорно практиковаться. И многое нужно принять в расчет в те минуты, когда готовится выступление. Но перечисленные выше правила помогут вам избежать чересчур сильного стресса при подготовке и более внятно донести свою мысль.


3 принципа повышения креативности

Источник: http://hbr-russia.ru/upravlenie/proizvoditelnost-truda/p15435/#ixzz3TdwGV9DV
Томас Чаморро-Премузик


Конечно, мы все переживаем подъемы и спады, но и изначальный уровень творческой активности у каждого свой. Мы вправе предположить, что Джон Колтрейн круче Джастина Бибера, а Леонардо да Винчи куда креативнее Джорджа Буша. И в мире бизнеса мало кто надеется достигнуть высот Стива Джобса, Джеффа Безоса, Ричарда Брэнсона или создать компании, подобные тем, какие создали они.


Но возможно ли пробудить в человеке креативность?


С одной стороны, изменить природные данные трудно. Уровень креативности зависит от личных качеств, таких как любознательность, открытость новому опыту, готовность прокладывать непривычные пути, а они формируются к началу взрослой поры жизни. У креативных людей отмечается также более высокий IQ и сниженное латентное сдерживание, то есть они не способны подавлять не относящиеся к делу или неуместные мысли, и эти мысли превращаются в сырье для творческих идей.


Недавние исследования показали, что ключевые элементы креативности зависят еще и от сферы деятельности: в искусстве не так важен IQ, как стремление к красоте, фантазия, живое воображение; ученому полезнее всего умение думать и рассуждать и стремление к истине; бизнесмен полагается на эмоциональный интеллект и экстравертность, потому что инновации в значительной степени зависят от вашей способности продать кому-то свою идею.


Итак, креативность можно изменить лишь в некоторых пределах, заданных особенностями психотипа личности, и все же ее можно укрепить правильными мерами, особенно если действовать терпеливо на протяжении долгого времени. Генетические исследования показали, что творческий потенциал лишь на 10% определяется наследственностью, так что есть где развернуться.


Вот основные факторы, которые следует учитывать коучу для повышения креативности.


Побольше критики. Большинство людей не столь креативны, как им кажется, а потому коучинг начинается с критики, особенно если ваш подопечный склонен к нарциссизму — он или она раздувает самооценку и представление о собственных силах до нереалистических размеров. Критика помогает личности преодолеть разрыв между самоуверенностью и реальной компетентностью. Сотрудники, готовые выслушать критику, показывают лучшие результаты, чем их коллеги. И напротив, человек, глухой к критике, креативен только в собственном воображении.
Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента


Тренинг креативного мышления. Существуют упражнения, активизирующие креативное мышление. Например, человека можно научить замечать новые идеи, обсуждать сложные задачи, искать знания за пределами привычного опыта, сочетать несочетаемое. «Инкубаторы» столь успешны именно потому, что сочетают многие из перечисленных приемов (вырывают человека из привычной среды, переключают его на новые задачи, заставляют посмотреть на дело с другой стороны и т. д.). Даже небольшие отклонения в повседневной рутине могут положительно сказаться на креативности — например, если менять маршрут по дороге на работу или найти себе новое хобби.


Медитация и релаксация также повышают уровень творческой деятельности, отчасти потому, что создают благоприятный настрой. Обзор почти 600 исследований показывает, что медитация, в том числе осознанность, улучшает креативность столь же эффективно, как психотерапевтические методы, общее самочувствие, то есть улучшаются не только релаксация и общее настроение. Управленцы могут повысить креативность, приучая к медитации и релаксации не только подчиненных, но и самих себя: чем более осознанно и спокойно они будут руководить, тем более научатся ценить и вознаграждать креативные идеи.


Нужно давать людям желанные задания. Самый эффективный метод повышения креативности — это прямое повышение мотивации, в особенности внутренней, то есть уровня вовлеченности, интереса и удовольствия от работы. С тех пор как эту идею впервые сформулировала Тереза Амабиле, метааналитические исследования подтвердили то, что интуитивно было и так понятно: когда человек получает желанный проект, его творческий потенциал раскрывается полностью. И напротив, внешние стимулы, такие как финансовое поощрение, сковывают потенциал того или иного сотрудника. Говоря словами Карла Юнга, «креативный ум играет с тем, что он любит».


Помогите членам команды развивать и накапливать свой опыт. В любом деле креативность — производная не только от потенциала, навыков мышления и мотивации, но и от опыта. Большинство людей склонно верить, что знания мешают креативности — мол, чем больше читаешь и запоминаешь, тем меньше спонтанной свободы. С одной стороны, полностью оригинальных идей уже и не выдумаешь (как говорил Эйнштейн, «секрет креативности в том, чтобы замаскировать источник»), а с другой стороны, без опыта или соответствующих заданию навыков ничего замечательного не создашь. Кто не умеет играть на пианино, не сможет и импровизировать; кто не владеет в совершенстве родным языком, не сможет рассказать смешной анекдот или весело пошутить; а кто не умеет пользоваться языками программирования, не напишет модное приложение. Итак, богатый опыт, особенно в той сфере, которая привлекает ваших сотрудников, повышает их шансы проявить свою креативность.
Читайте материал по теме: Осторожно, открытое пространство!


Разумеется, только опыта для нее недостаточно. Мало овладеть всеми элементами системы — нужно оригинально их скомбинировать. Пикассо однажды сказал: «Освойте правила на уровне профессионала и нарушайте их, как подобает художнику».


Наконец, не стоит забывать о командной креативности — она важнее индивидуальной. Привычные нам представления о творчестве как об уделе суперзвезд давно опровергнуты реальными инновационными процессами: ныне креативность — это общекомандное усилие, которое возникает в результате скоординированной групповой деятельности, причем каждый член группы должен отрешиться от эгоистических желаний и работать в команде. Вот почему основной фактор такой креативности — это хороший лидер.


Вот три основных принципа, следуя которым руководители могут повысить креативность своей команды:
  • · Уравновешивайте сходства и различия. Члены эффективной команды разделяют общие ценности (сходство мотиваций), но отличаются стилем работы (личностями, навыками, опытом).
  • · Избегайте перебора с «креативщиками». Каждой команде нужны генераторы идей, но они воплотятся лишь в том случае, если в команде найдутся люди, готовые внедрять эти идеи, мыслить практически, тщательно выверять детали и таким образом превращать их в реальные инновации. Не надо думать, будто менее креативные сотрудники не вносят свою лепту в общую творческую работу коллектива.
  • · Не бойтесь поражений. Банальность, но правда. Слишком много менеджеров и компаний пытаются жить креативно, однако не понимают цены, которую им придется за это платить. Они хотят, чтобы сотрудники добивались «меньшего большим», и поддерживают любые предложения, лишь бы они «точно сработали». Но тот, кто боится поражений, отнюдь не поощряет в своей команде креативность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий