понедельник, 9 июля 2018 г.

Верен ли Парадок Солоу?

Пора, пора проверить: "Верен ли Парадокс Солоу?"
Наконец, случилось.
Вышла статья.
Is the Solow Paradox back? By Mekala Krishnan, Jan Mischke, and Jaana Remes

Экономист Роберт Солоу в 1987 году обосновал, что компьютерная эра наступила во всех отраслях, но производительность при этом не повысилось. Этот Парадокс вызвал массу исследований и довольно слабое его опровержение произошло в 90-х годах, когда американские экономисты смогли статистически обосновать рост производительности в трех секторах: в секторе высоких технологий (! очень сомнительный сектор), в секторах оптовой и розничной торговли. Все это было продемонстрирована для экономики США.

Видимо да, так как цифровизация пока не стимулирует рост производительности - таково первое предложение настоящей статьи.
Тем самым, мы имеем второй раунд Парадокса Солоу.

Под цифровизацией понимается:

  • облачные вычисления,
  • e-коммерция,
  • мобильный интернет,
  • искусственный интеллект,
  • машинное обучение, 
  • Интернет вещей.

Цифровизация сопровождается обещаниями возможностей значительного роста производительности, но пока эти обещания не воплощаются в соответствующих цифрах доходов.
Расходы растут: компании выделяют значительные время и ресурсы на инновации, на адаптацию бизнеса к цифровому миру, пытаясь понять, как же использовать цифровые технологии с максимальной пользой. Да что там с пользой, порой - хотя бы с некоторой финансовой отдачей.

В статье приводится примеры низкой отдачи цифровизации в автомобильной индустрии, в розничной торговле, в секторе коммунальных услуг.

Однако статья заканчивается оптимистически, ожидая роста производительности на 2% в год в течении следующего десятиления, причем 60% роста будет обеспечено за счет цифровизации.

* * *

По моему мнению, парадокс Солоу потому и парадокс, что рассматривает лишь одну сторону - относительный показатель - продуктивность. И игнорирует абсолютные показатели, такие, как рост масштаба и возможность управлять все большими и большими системами.
Если в первой волне рассматривалась возможность укрупнения компаний, обеспечивая не только выигрыш за счет масштаба, но и за счет монопольной надбавки, то текущий рывок нацелился на потребителя, объединяя их в экосистемы.
Да, это рыхлые образования, но тем не менее управляемые и манипулируемые. А значит при почти той же производительности кто-то сумеет занять еще большую долю и достичь значительных объемов продаж, ранее не доступных. А продуктивность, ну что ж, пусть продуктивность колеблется в пределах парадокса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий