вторник, 18 октября 2011 г.

Цели и требования к формулированию целей

Желательно, чтобы цели удовлетворяли принципу SMART [2]:

Цитата
«Они должны быть (1) ясными (Specific), (2) измеримыми (Measurable), (3) ориентированными на конкретные действия (Attainable), (4) достижимыми (Realistic) и (5) соотноситься с определенными временными интервалами (Time-based)».


1. Ясность цели

Достигается описанием цели в четырех проекциях

Интересы
- акционеров
- персонала
- государства

Окружение
- клиенты
- государство
- иные влиятельные силы

Бизнес-процессы

Активы
- Материальные
- Финансовые
- Бренд или торговая марка
- Интеллектуальный капитал
- Информационные системы

Примечание. Проекция «Активы» у основоположников ССП Р.Каплан и Д.Нормана называется очень туманно – «Обучение и рост». Эта проекция заменена в [2] на проекцию «Активы».


2-3. Конкретность цели: измеримость и ориентированность на действия


«Доказывается» с помощью таблицы имеющей примерно такой вид:

| Цель | Достигается путем... | Показатель | Знак | Норма |
|______|______________________|____________|_<=>__|_______|

Измеримость достигается путем указания "показателя", достижение которого определяется "действием". Действие можно пояснить еще так "цель достигается путем ... если показатель ... больше/меньше нормы ..."

Собственно такое описание исключает мутные цели типа:
"Достичь прогресса в ..."
"Усилить работу с ..."
"Углубить понимание ..."
"Выполнить анализ ..."

Неконкретные задачи типа "выполнить анализ...". Для кого, зачем, что анализируется - не важно. Какой будет результат - неясно. Но если к анализу приписать а) действие - то само действие уже говорит о том, что может получиться. А если будет указан показатель - анализ обречен на успех.

4. Достижимость и временная определенность

Чтобы планы выполнялись, они должны быть, как минимум, обеспечены ресурсами.
Какими?

В любом бизнес-процессе есть 5 основных ресурсов:
• время
• люди
• технологии
• деньги
• информация
Их всегда можно обменять друг на друга за какую-то стоимость.

Как видно из перечня – время то же ресурс.
Но время еще особый ресурсы, оно не складируется.
Поэтому временная определенность планов ОБЯЗАТЕЛЬНА, так как хотя ничего не делается – ресурс-время тратится, также интенсивно, как и в случае, когда что-то делается.

5. Временная определенность

Самым общим "указанием" здесь является то, что нужно указывать срок достижения результата.

Не бойтесь ставить сроки – это и дисциплинирует и позволяет быть реалистичным и страхует от фантазий и воздушных замков.

Но при назначении сроков помните о распространенной ошибке планирования:
«…ошибочная оценка того, что можно в течение длительного времени и того, что необходимо сделать в ближайшее время…»

Для того, что устранить означенную ошибку планирования "длинных" работ, все временные интервалы следует привязывать к трем временным горизонтам:
• 2 года
• 4 года
• 7 лет

Бесцельность

Эпиграф: "...в качестве рабочего инструмента им привлекаются такие категории, как сомнительного свойства аллюзии, туманные рефлексии, собственные эмоции, фантазии, различного рода допущения, галлюцинации и даже сновидения — то есть, категории чисто интуитивного, а не познавательного происхождения".

но...

понятие целевой причины вообще изгоняется из философии: мы не можем определить цели многих вещей, то, для чего они есть, не прибегая к идее непостижимого и трансцендентного, и в этом смысле цель жизни рационально неопределима, т.к. имманентно не схватывается.
Не все цели хорошие. Хорошие только те, что удовлетворяют критериям эффективности поставленной цели.

К целеполаганию.

А вообще нужна ли цель? Засомневался Эдвард Бейкер из компании Ford Motor. Он полагает, что цель не нужна. Потому что,
Если система стабильна, нет смысла использовать конкретную цель. Все равно получите только то, что может дать система. Цель, лежащая за границами возможностей системы, недостижима.
Если ваша система нестабильна, то снова нет смысла задавать цель. Невозможно узнать, на что способна система.

---
Но все бизнес-системы не могут быть не целеориентированы. Поэтому мистер Эдвард Бейкер вынужден указать наборчик полезных целей.
А именно...
Набор целей без указания метода достижения бесполезны, имитация деятельности, возможно вредны.
Примеры "дурных" внутренних целей:
1. Снизить на 10% затраты на...
2. Увеличить на 10% продажи
3. Увеличить на 3% производительность труда.

Но полезны показатели, связанные с выживанием.
Например, если продажи не повысятся на 10%, мы потеряем бизнес.

--------
Мансур Гиматов
RE[3]: Бесцельность
Думаю, дорогой Николай, что в командных взаимодействиях направление движения несет в себе важную составляющую. Хотя бы для того, чтобы все члены команды двигались примерно в одну сторону.

И вполне согласен, что "повысить продажи на 10%" не есть ни цель, ни направление движения - пустышка.
Николай Лумпов
RE[4]: Бесцельность
В командных взаимодействиях самую важную составляющую несет "движение в ногу".
Поразительным образом устроен мозг. Оказывается, при групповом и согласованном движении в мозгу вырабатываются "эндоморфины", возбуждающие удовольствие.
Потому то так тащатся военные, когда идут строем!
И не важно, куда они идут - в баню или на учения.
Главную идут и согласованно.

=======================

Список целей фирмы

"Подлинные" цели фирмы обычно формулируются посредством финансовых критериев качества, а не как "достигнуть некоторого целевого состояния". Безусловно, что еще может волновать владельца бизнеса, как не прибыль.



...терпеть не могу дурацкое слова "зачем"? "Зачем?" - неверная формулировка... Все по-настоящему интересные вещи существуют по ту сторону причинно-следственных связей.
Макс Фрай


Финансовые цели декларируются только на уровне топ-менеджмента и до "рядового" персонала не доводятся.
Более того, иногда финансовые цели декларируются только финансовому департаменту, а если оформляются, то только в виде конфиденциального документа, который называют либо финансовой политикой либо финансовой стратегией (значения не имеет - суть у документов одна).

К таким критериям относятся:

1. Максимизация:
1.1. Прибыли (бухгалтерской или согласно данных управленческого учета)
1.2. Доли рынка (объем продаж)
1.3. Роста капитала
1.4. Дивидендных выплат - текущих и будущих.

2. Обеспечение непрерывного существования. (выражается критериями удержания в заданной области)

3. Максимизация прибыли инвестора (рассчитывается всегда специфическим и специальным образом):
3.1. как по приведенная стоимость,
3.2. как минимальный срок окупаемости,
3.3. как максимум внутренней ставки доходности,
3.4. как максимум стоимости фирмы
3.5. как максимум экономической добавленной стоимости (что впрочем почти тоже, что и 3.4)

Чем отличается задача от цели?

Задача - это цель + метод ее достижения.

Пару слов про цель

Понятие «цели» в русском языке является сложным и не имеет однозначного определения.

В русском языке вообще не было слова «цель», оно заимствовано из немецкого и обозначает «мишень», «финиш», «точка попадания».
А теперь в учебниках прививают и прививают нам понятие цели, объясняют и объясняют, а нам нравится бесцельность. 

Но зато в английском все четко!
В английском языке имеется несколько терминов, которые переводятся на русский как цель.
1) purpose - цель-намерение, целеустремленность, воля,
2) object, objective - цель-направление действия, направление движения,
3) aim - цель-стремление, прицел, указание,
4) goal - цель - место назначения, задача,
5) target - цель-мишень для стрельбы, задание, план,
6) end - цель-финиш, конец, окончание, предел.

Такое богатство смыслов понятия "цель" приводит к тому, что понятие цели в русском понимание необходимо тщательно уточнять. smile:!:

Спектр уточнения простирается от смысла цели «цель как идеал, недостижимость, как побуждение к деятельности, как мечта (цель, не обеспеченная средствами достижения)» до «цель как конечный результат, как некоторая реальная достижимость»

Наилучшим по моему мнению использовать английское слово ряд с русским. Тогда четко будет определен тип или класс, охватываемый понятием "цель". В конкретном месте и в конкретном употреблении.

Но я бы еще добавил также еще три принципа в формулировании цели, которые можно назвать "гигиеническими" или "экологическими", кому как нравится:
- цель должна иметь позитивную формулировку;
- цель должна зависеть от тебя. Если тебя нет в формулировки цели, то не их цель, но не твоя;
- в цели должна быть указана программа-минимум, легко достижимая, которая позволит почерпнуть силы и позитивный настой при движении к программе-максимум.


Комментариев нет:

Отправить комментарий