понедельник, 29 октября 2012 г.

Целеполагание

Целеполагание не первично в организации человеческой деятельности. 
Первичность цели - это лишь одна из точек зрения, а не абсолютная истина. 

Во времена социализма времена учение о цели считалось идеалистическим учением и критиковалось: марксизм больше интересовался классовыми интересами, а не целями. 

Надо отметить, что учение о цели настолько масштабно, что породило много развитых и совершенных философских систем, но не одна из этих систем не решила вопрос о цели и о целесообразности окончательно. 

Чтобы не быть голословным, вот НЕКОТОРЫЕ (не все!) учения: 

- Телеология (от греч. télos, родительный падеж téleos — результат, завершение, цель и... логия), идеалистическое учение о цели и целесообразности. 
- Детерминизм с его принципом "конечных причин" ("causa finalis") 
- Антропоморфизм - приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности. 
- Утилитарная телеология - мир создан "ради целей человека" (Х. Вольф и др.). 
- Имманентная телеология, ведет начало от Аристотеля, утверждавшего, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают бесконечную по содержанию цель своего "стремления" (потенциальную цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутренняя цель является трансформируется в некоторый абсолют — энтелехию — как завершение развития. (где то тут же и Платон). 
- Монадология Лейбница - развитие Аристотеля и создание учении о предустановленной гармонии; 
- Учение Ф. Шеллинга о "мировой душе" 
- Объективный идеализм Г. Гегеля 
- Кант - постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как "цели природы". 
- Витализм и неовитализм (в науке) 
- Неотомизм 
- Шопенгауэр также посвятил ряд положений цели 
- Ч.Дарвин - в биологии 

И это далеко не все. 
В частности, Камю и Сартр подвергли цели и целополагание сомнению. 

Постмодернизм вообще обрушился на целеполагание всей своей "парадигмой". Одно из утверждений постмодернизма, например, гласит, что большинство действий человека осуществляется по произволу, и лишь затем замысел и цель просто приписываются тем же действиям. 

В силу сказанного утверждение, - "целеполагание первично любому действию здравомыслящего человека", - для меня является ошибочным. 

Кстати, в экономике есть такая ветвь - "поведенческие финансы". 45% положений этой дисциплины основаны как раз на том, что здравомыслящий покупатель вообще не руководствуется целями, 45% - руководствуется ошибочными, причем явно ошибочными, и только 10% положений укладывается в классическое объяснение поведения потребителя. Хотя 10% - это слишком оптимистично. Скептики утверждают, что максимум 5%! (см. труду Калемана). 
Экстраполируя положения поведенческих финансов, можно предположить, что целеполагание присуще лишь 5% экономических субъектов. 

Еще стоит упомянуть исследования, посвященные причинам успеха фирм. Выводы этого исследования были опубликованы в HBR. 
Расклад выглядит примерно так: более 25% фирм достигли успеха благодаря случаю, в пику целеполаганию. 

Еще одно: в одном из номеров HBR проводился анализ брендов и приводились примеры жесткого провала брендов с четким целеполагания. Навскидку я помню пример бренда С2 фирмы Кока-кола. С другой стороны, есть бренды без цели созданные, но востребованные волей случая. 
Примеры этому можно найти в литературе... 

Вот почему я не могу принять целеполагание ни за причину, ни за основание успеха. 
Но целеполагание такая штука, которую неплохо иметь, тем не менее помня, что целеполагание не является необходимым, не говоря уже о достаточности в обычных ситуациях. К экстремальным это не относится - в этих ситуациях с целями понятно на животном уровне. 

Человек категорически боится природы с ее хаосом, беспричинностью, бесцельностью существования. 
Потому что это смерть. 
А смерти мы боимся взглянуть в лицо, поэтому везде, где можно, приписывает причинность и следующую из причинности целесообразность и цел(ь)-остность. 
Наличие цели освобождает нас от страха смерти или облегчает, притупляет это чувство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий