четверг, 19 сентября 2013 г.

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ



Продолжаем разбираться со свойством "эмерджентность".
У этого свойства нет безусловной позитивности.
Эмерджентная стая саранчи - пример негативной эмерджентности.
Но между тем, авторы упорно не замечают негативной эмерджентности и указывают только позитивную.

Цитата
Свойство эмерджентности при управлении корпоративными структурами возникает на базе эффективного использования совокупности инструментов корпоративного управления:

1. использование кооперации и концентрации производства;
2. максимизация отдачи используемого капитала;
3. устранение конкуренции;
4. подчинение структурных подразделений единым корпоративным стратегическим целям;
5. контроль за соотношением спроса и предложения на рынке;
6. объединение интеллектуального потенциала и технико-технологических возможностей;
7. снижение суммарных издержек процессов производства и управления, включая трансакционные издержки;
8. минимизация предпринимательских рисков;
9. внедрение промышленных технологических инноваций.
Нумерация вставил сам, для удобства ссылок.

Вообще говоря, на базе "эффективного использования инструментов" все-таки эмерджентность с необходимостью не возникает!
Она, эта самая эмерджентность возникает с той самой необходимость на базе специфические организованных связей между элементами. А вот сила проявления будет конечно зависеть в определенных условиях от эффективных инструментов согласования входов и выходов в пространстве и времени.

Далее по пунктам я увидел отрицательную эмерджентность.
Так, пункты 3 и 5 - это предмет антимонопольного разбирательства. Потребителю не нужна эмерджментность согласно пункта 5!
Пункт 8 - это конечно любопытно. Когда корпоративная структура изгоняет предпринимателя - откуда рискам то взяться?!

Пункты 1, 6 и 7 - вполне описываются эффектом масштаба производства. Почему это друг с одной стороны инструмент, а с другой стороны воздействие на эмерджентность. Хотя строго говоря, можно говорить о системном эффекте в силу кооперации, но концентрация тут же его в определенной степени устраняет, особенно в связи с пунктом 4. Как то непонятен централизм и автократизм в управлении в сочетание с эмерджентностью, которая скорее ассоциируется с плоскими структурами и самоорганизацией.

А вот максимизация отдачи на капитал вообще ни куда не годится. При продаже газет тоже важна отдача на капитал, но эмерджментность почему то не возникает.

Пункт 8 вообще похоже написан, чтобы соответствовать указаниям Президента. Все слова звучат "как соответствующие", но вместе смысла - ну никакого, особенно в свете того, что в пункте 2 поставлена задача "МАКСИМИЗАЦИЯ отдачи на капитал".

----

Особенности методологии управления корпоративными структурами в современном обществе. "Менеджмент в России и за рубежом" №6, 2008.
Вдовенко З.В., д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Института экономики и менеджмента.
Андреева И.А., аспирант Института экономики и менеджмента

Комментариев нет:

Отправить комментарий