среда, 8 апреля 2015 г.

Сделать врагов друзьями

Вражда отнимает силы, мешает двигаться вперед.
Утверждается, что когда мы испытываем отрицательные эмоции, кровь отливает от мозга, отвечающего за мышление и приливает к рептильной части мозга - стволу мозга. Как следствие - потеря способности рационально мыслить. Остаток - рефлексы.
Для тех, кто потерял способность мыслить рационально, бесполезны "факты" и "доводы разума". Нечем принять и обработать факты и доводы. Остались только эмоции.

Работа с эмоциями иррациональна. Если он враг, то его нужно ликвидировать. Если же Вы воспринимаетесь как враг, то дабы избежать ликвидации, все что Вы можете - это найти другого врага, с тем чтобы уничтожив его в совместной борьбе, обрести доверие и смыть эмоцию, наградившую Вас качеством врага.
Есть и третье - уничтожить носителя недружественной эмоции. Но это нерационально. Носитель враждебной Вам эмоции может оказаться ценным ресурсом. Вернее, он всегда потенциально ценный ресурс. А отсюда встает управленческая задача - поставить ресурс на службу, себе и фирме.

Примечание. Если в состоянии эмоции ресурс весьма продуктивен, то лучше оставить пока все как есть, предприняв необходимые меры предосторожности.

Брайан Уззи и Шэннон Дунлап предложили рецепт "превращения соперничества в сотрудничество".
Рецепту присвоено - ПВР: подмена, взаимный интерес, рационализация.

Оригинальная интерпретация рецепта приведена в статье авторов.
Моя интерпретация рецепта немного другая.

Схема рецепта.

Подмена. Найди более сильного или другого врага и подсунь его своему сопернику. У соперника как бы падает пелена с глаз и он видит "истинного" врага и "истинный" источник проблем.

Взаимный интерес. Предоставь сопернику своей ресурс для победы над новым врагом или для удовлетворения страстных желаний соперника.  Обычно это карьерные и денежные желания. На этом этапе в руки соперника неожиданно сваливается подарок в виде помощи,  "оружия", резервов, увеличивающий шансы на успех.

Рационализация. Это ключевой момент. Рационализация эквивалента заключению сделки. Сопернику объявляется, что если он "не подпишет контракт", то помощь, резервы и "оружие" не будут предоставлены.
Здесь важно то, что соперник все еще находится в эмоциональном состоянии и не может рационально оценить то факт, что терять собственно и нечего! Прием ПВР наглядно демонстрирует ошибку эмоционального интеллекта, который счел, что хозяин что-то приобрел и теперь имеет все шансы потерять обретенное. Хотя конечно приобрел - положительную эмоцию.

Последний этап - рационализация - меняет эмоцию на реальность и в этом суть манипуляции, которая проводится вполне рационально, но на эмоциональном уровне.

Не все так плохо в этой манипуляции, если стороны заключают "справедливую" по мнению сторон  сделку и каждая сторона исполняет свою обязанность точно и в срок. В ином случае возможны варианты: "подлый манипулятор" и "необязательный болтун".

Я взял на себя смелость провести некоторую реконструкцию манипуляции ПВР на вымышленном примере.
Возьмем некого Ахилла и Гектора.
Допустим, что Ахилл не владеет  знанием вопроса и ему срочно нужна искренняя поддержка Гектора. Гектор же не умеет управлять и не знает - куда двигаться.
Внезапно Гектор воспылал ненавистью к Ахиллу.

Действуем.

1. Подмена.
Ахилл приглашает Гектора обсудить в неформальной обстановке некую информацию, которая может иметь, а может не иметь отношения к Гектора. Гектор сам должен решить - насколько полезно будет ему эта информация.
В ходе беседы Ахилл указывает на волю богов и эту проклятую корпорацию, HR, корпоративную культуру, которые так несправедливо отразились на судьбе Гектора. Если Гектор не наделен должной фантазией, придется указать некую, но недосягаемую Гектору, персону, послужившую, вольно или невольно источником бед, свалившихся на Гектора.
Как только Гектор проникнется - дело сделано, подмена произошла.

2. Взаимный интерес.
Обсудив в достаточной, но не избыточной степени нового врага и покончив с вопросом "кто виноват?" переходим к вопросу "что делать?".
Допустим, Гектор страстно желает стать начальником. Нужно предложить свои услуги, вплоть до освобождения собственного кресла. Но не просто уступить место, а посвятить Гектора в свои приемники, обозначив собственные карьерные устремления либо на другом участке, либо на вышестоящей должности. Но для того, чтобы Гектор мог занять кресло начальника, он должен освоить некоторые секреты управления, которыми с ним поделиться Ахилл, а также обеспечит покровительство и соответствующий пиар в деле карьерного продвижения Гектора.
Все должно быть обставлено настолько, чтобы у Гектора закружилась голова от открывшихся перспектив. Мы все еще на эмоциональном уровне, но уже пора переходить к этапу рационализации.

3. Рационализация.
А вот для того, чтобы мы, Гектор, могли реализовать задуманное, Вы должны помочь мне справиться с задачей Вашего продвижения. Для начала же нужно к первому числу сделать то и то, к следующему первому - это и то. А я буду Гектор каждый день по мере возможностей посвящать Вас в свои дела, буду привлекать Вас на совещания, вовлекать в комиссии и комитеты и рекомендовать Вас начальству. Но если к первому не будет того и этого, то уж, Гектор, извиняй, ты сам, а не я, загубил свою карьеру!

Заметка написана на основании следующего:
Источник. Сделать врагов друзьями. Брайан Уззи, Шэннон Дунлап. Harvard Business Review, Октябрь, 2012.
Ссылка - http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/razreshenie-konfliktov/a11376/

Комментариев нет:

Отправить комментарий