пятница, 19 июня 2015 г.

Планирование (кратко суть)

Планирование обеспечивает и поддерживает принятие решений, координирует и выстраивает (alignment) подразделения и дивизионы в направлении общей цели, а также формирует и задает общие условия и критерии деятельности.

Обратимся к системному подходу и представим фирму трехэшелонной (или, как кому нравится, трехзвенной) системой.



Теперь можно, не вдаваясь в детали, проиллюстрировать описание процессов планирования и анализа деятельности.
Отметим, что анализ ходя исполнения, анализ результатов деятельности всегда должны сопровождать планирование. Иначе планирование обессмысливается и перестает влиять результат.
Анализ фокусируется на поиске ответов на вопросы: "Что есть успех?", "Какова степень достижения цели?". Анализ ищет причины отклонений действительного от запланированного.

Возвращаясь к трехэшелонной модели можно выделить разновидности планирования, присущие соответствующим эшелонам:

  • детальное планирование (планирование исполнения);
  • операционное планирование;
  • стратегическое планирование.

Остановимся на методах.
К числу методов детального планирования или планирования исполнения можно отнести следующие методы:

  • MRP.
  • Планирование закупок.
  • Планирование выпуска, оно же планирование производства (product planning).
  • Планирование загрузки мощности (capacity planning).
  • Управление контрактами (contract handling).

Горизонт детального планирования - один месяц, с понедельной или с дневной росписью.

Операционное планирование (оперативное планирование):

  • Планирование сбыта (sales planning).
  • Планирование спроса (demand planning).
  • Планирование доходов (revenue planning).
  • Планирование поставок (supply planning).
  • Планирование затрат (cost center planning).

Горизонт планирования операционного (оперативного) планирования - от месяца до года.

Стратегическое планирование затрагивает следующие вопросы:

  • Планирование инвестиционной программы.
  • Стратегические приобретения (strategic procurement).
  • Планирование разработки новых продуктов и маркетинговых ниш.
  • Разработка или уточнение миссии и видения компании.
  • Разработка или уточнение стратегических направлений, целей и мероприятий.

Горизонт планирование - от года и до... например, если сможете, до 100 лет. Реально же - 3-5 лет.

Процесс планирования, вернее, организация процесса планирования, это довольно сложное дело.
Сложность зависит от сложности объекта планирования, определяемого через степень разнообразия учитываемых сущностей (продукты, организационные звенья, статьи, виды и формы документов) и отношений на сущностях. Это сложность индуцирована сложностью управляемого объекта.
Есть еще сложность, проистекающая из социологии управления: необходимо управлять процессом и его участниками, необходимо назначать ответственных, устанавливать сроки, поощрять и наказывать.
Если же в процессе участвует "много" участников (много - я думаю, это точно больше 13, но на практике уже достаточно 7 участников, чтобы началось...), то возникает необходимость координации процесса планирования. Выделяют два способа координации процесса планирования:

  • "сверху-вниз": планы спускаются в управляемые звенья;
  • "снизу-вверх": планы разрабатываются в подразделениях, верхний уровень консолидирует планы подразделений.

С позиции периодичность процесса планирования можно выделить следующие разновидности:

  • ежегодное;
  • скользящее планирование;
  • "событийное": в силу наступления некоторого инициирующего, играющего роль спускового механизма, события.

Таким образом, процесс планирования может быть классифицирован по нескольким основаниям:

  • по месту в иерархии планирования: детальное, оперативно, стратегическое планирование;
  • по способу координации процесса планирования: ежегодное, скользящее, событийное;
  • по периодичности: ежегодное, скользящее, событийное.

Возможно можно найти и другие основания деления, если есть необходимость построить полное классификационное дерево. Например, такое основание деления как функциональная область дает большое родовое разнообразие с точки зрения предмета планирования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий