среда, 15 февраля 2017 г.

Учет интересов инвесторов

К чему о сделанном твои мученья?
У розы есть шипы, в фонтанах тина,
Луна и солнце ведают затменья,
Червей таит бутонов сердцевина.
Все люди ошибаются - я с ними...

Шекспир. Сонет 35

Стратегическое планирование включает в себя рабочий процесс, который обозначается как "Учет интересов владельцев (стейкхолдеров) компании".
Как конкретно организуется учет интересов? Просто спросить: "Чего изволите?", - невозможно, и даже недопустимо.

Интересы владельцев могут быть очерчены следующими вопросами и ответами:
  • Как увеличить (ускорить) рост прибыльности компании в течении следующих N лет?
  • Почему рынок недооценивает компанию?
  • Как перейти от программы сокращения издержек к программе генерации прибыли?
  • Что является мотором увеличения стоимости бизнеса?
  • Как можно привить культуру создания стоимости во всех подразделениях фирмы?
Вопросы сложные и могут быть обобщены или сведены к одному вопросу: "Как управлять стоимостью компании?".

Чтобы управлять, нужно наблюдать. Чтобы наблюдать, нужно измерять.
Для измерения стоимости предлагаются финансовым менеджментом предлагаются следующие метрики:
  • EVA - экономическая прибыль.
  • CFROI - resudual income или Cash Flow Return on Investment (Доходность инвестиций на основе денежного потока) Cash-flow return on investment
  • TSR - free cash flow -  Total shareholder return (Рассчитается как сумма прибыли и суммы измерения рыночной стоимости)
Хотя данные метрики имеют фундаментальное, с точки зрения экономической теории, значение, они не лишены недостатков.

EVA, например, может использоваться для оценки "производительности" как бизнеса в целом, так и отдельных бизнес-единиц, но в исторической перспективе. И плохо подходит для оценки влияния долгосрочных планов и инициатив.



Рост оборота и маржинальная прибыль обуславливают (управляют) объемом денежных поступлений.

CFROI используется для оценки долгосрочных планов и инициатив, для оценки эффективности распределения или размещения ресурсов, но данный показатель плохо и трудно применим для оценки текущих операционных решений.

WACC - средневзвешенная стоимость капитала - отражает ожидаемую инвесторами доходность капитала. Это комплексный показатель, учитывающий структуру капитала: заемный капитал и собственный капитал. Ставка доходности в части собственного капитала связана с оценкой инвесторами как риска, так и потерей финансовой независимости в силу наличия заемного капитала. Компания создает добавленную стоимость для инвесторов только если она генерирует денежный поток, превосходящий стоимость капитала. Субъективность WACC очень высока. В частности, инвесторы предъявляют требования к доходности, превышающие реальную доходность порой даже в разы. Мне встречался пример, характерный для фармацевтической отрасли: ожидания инвесторов составляли 23% против текущих 10%, то есть запрос превышал в 2,3 раза реальность.

TSR эффективен для сравнения альтернативных стратегий, но его трудно увязать с мотивационными и компенсационными схемами.

Но все же, измерения - не стратегическая цель компании. Цель компании - увеличение стоимости бизнеса. С этой точки зрения задача метрик состоит в построении метрики, увязывающей стратегию, операционную деятельность и финансы со стоимостью бизнеса таким образом, чтобы можно было надежно оценить и предсказать будущих успех или провал.


Имея метрики, возможно оценить рыночные ожидания и ожидания инвесторов с рассчитанным значением денежного потока и оценить дефицит (value gap), который должно ликвидировать. Задача ликвидации таких дефицитов лежит на стратегии.

Будущее неопределенно, с одной стороны, наличие модели позволяет оценить чувствительность ключевых предположений и допущений, а также чувствительность драйверов стоимость, с другой стороны. Факторы неопределенности, факторы, описывающие допущения, факторы, описывающие драйверы стоимости в совокупности позволяют оценить чувствительность результата, определяемого тем или иным стратегическим выбором, той или иной стратегической альтернативой. Это, в свою очередь, определяет понимание, в какой конкретно области следует концентрировать усилия, с тем, чтобы покрыть дефицит стоимости и доходности бизнеса.

Подобный поход позволяет компании рассчитать стратегию не только опираясь на исторические данные, извлекаемые аналитиками из баз данных, но и опираясь на рыночные ожидания и оценки.

Тем не менее, эффективное стратегическое планирование зависит от наличия правильной информации, как финансового, так и нефинансового характера, как исторических, так и прогнозных оценок, как внешних, так и внутренних данных. И это следующий аспект конструирования правильной рабочей среды для формирования эффективных стратегических планов и решений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий