четверг, 10 октября 2019 г.

Договор с фиксированной ценой (ИТ)

Одним из привлекательных решений является договор на внедрение с фиксированной ценой.
Казалось бы, ну вот, все издержки определены, все риски переложены на поставщика решения.
Однако, не все так просто.
И у таких договоров существуют катастрофические последствия и невозможно 100% риска перенести на поставщика.

1. Смещение стимулов. В соглашениях с фиксированной ставкой вы точно знаете, что будете платить, но не всегда получаете то, что нужно для успеха проекта. На самом деле, у продавца есть материальные стимулы для того, чтобы предоставить все необходимое и предоставить более дешевые ресурсы и менее опытных специалистов.

2. Размытие ответственности руководителей компании за успех проекта, перекладывая все сложности проекта на поставщика ресурсов. А между тем, не менее половины ресурсов, необходимых для успеха проекта, находятся внутри, а не вовне компании. Ни один поставщик не сможет улучшить бизнес-процессы компании и заставить сотрудников компании работать над проектом без соответствующих распоряжений и надзора со стороны управленческого персонала компании.

3. Контракт с фиксированной ценой может быть дороже контракта с оплатой времени и материалов (Time and Materials).
Отчасти этому может помочь организация некоторого "буфера" для парирования неожиданных затрат и превышения сроков исполнения проекта.

Но не стоит игнорировать преимущества контрактов с фиксированной ставкой.
1. Проверьте контракт (особенно оговорки) и убедитесь, что в проекте участвует опытная проектная команда.
2. Предусмотрите аудит проекта. Прежде всего, аудит масштаба, этапов и бюджета проекта.
3. Зарезервируйте ресурсы для решения нетехнических вопросов, таких как управление бизнес-процессами и процессами управления организационными изменениями. Поставщик не включает подобные вопросы в свой объем работ.
4. Убедитесь в оптимальном объеме проекта.

Последний пункт нуждается в дополнительных пояснениях.
Действительно, поставщик - продавец и он нуждается в долговременных отношениях для поддержания хороших продаж.
Поэтому Вам самим или с помощью доверенных консультанов предстоит:
  • Выбрать только те модули, которые вам нужны и которые вы будете использовать в краткосрочной и может быть в среднесрочной (через год) перспективе.
  • Включить затраты в на оборудование, затраты на управление проектом, затраты на интеграцию, миграцию, кастомизацию и другие скрытые расходы в совокупную стоимость владения.
  • Включить важные и критические проектные мероприятия в контракт или в его приложения.
  • Оценить время развертывания решения от старта проекта до продуктивного старта с учетом критических и важных мероприятий.
  • Уметь разграничивать процессы, которые несут добавленную стоимость или обеспечивают конкурентные преимущеста, а какие таковыми не являются.
  • Понимать, сколько внутренних ресурсов вы можете выделить на проект.
  • Понимать, какие мероприятия могут быть выполнены только поставщиками, а какие можно выполнить своими специалистами. А для этого нужно...
  • Понимание, сколько времени займут рабочие процессы, насколько они сложны, кто их будет выполнять.
Для справки - анализ факторов, определяющих условия договора:

  • Период окупаемости.
  • Период, после которого проект выходит на 100% мощность. Означает период, после которого получаются полные выгоды от проекта.
  • Модель развертывания приложения: облачная, собственное владение, гибридное решение.
  • Структура лицензирования.
  • Подход к внедрению. Спектр здесь от "большого взрыва" до agile.
  • Затраты на проект в сравнение с затратами на обслуживание.
  • Объем конфигурации и кастомизации приложения.
  • Средняя цена ресурсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий