пятница, 7 февраля 2020 г.

Тюнинг или хакинг мозгов

Чем тюнинг мозгов отличается от хакинга мозгов?

С точки зрения "сучности" - ничем. Почти.
Различие же лежит в направленности "в" или "из". Хакинг идет "изнутри мозга, тюниг - снаружи. Однако задача таже - подчинить чужой мозг.

И тот и другой метод не может обойтись без "дебага" мозгов. Оказывается, этим давно занялись писатели.
В качестве образца рассмотрим творчество Марселя Пруста и Джеймса Джойса. И воспользуемся статьей М.Веллера "Ревизия литературы ХХ века".

Характеристика творчества Марселя Пруста словами М.Веллера.
Он не создал никаких великих характеров, он не добился никаких художественных свершений, он подробно-подробно шаг за шагом, движение за движением, описывал, как человек думает о том-то и о том-то, как человек увлекается, влюбляется, любит, страдает, а потом происходит охлаждение, как люди разговаривают просто в каком-то доме, в гостиной, салоне, а потом расходятся, как происходит знакомство между двумя людьми – вот они увидели друг друга, обменялись фразами, обменялись специальными взглядами, подошли друг к другу ближе, и, в конце концов, скрылись за какой-то дверью, а потом вышли оттуда, ничего не произошло. Но вот это ничего, то есть, допустим, один мужчина понравился другому мужчине, они зашли за дверь, очевидно, вступили в интимный контакт, какое-то время спустя вышли обратно и разошлись. Правда, потом они встречались еще. Вот и вся история, т.е. идет передача через детали и психологию, которая стоит за этими деталями. Все, ничего больше. Все это очень длинно, очень подробно, в это трудно въехать, в это трудно вчитаться, но если кто уже вчитался, то это затягивает и доставляет удовольствие, потому что, конечно же, это талантливо, это очень подробно.
Характеристика творчества Джеймса Джойса. "Улисс".
Собственно ничего не происходит. Ну, есть он, ну есть она, ну кто-то делает одно, ну кто-то делает другое, ну у кого-то месячные, а у кого-то геморрой, а кто-то жарит себе почку на завтрак, а кто-то идет в парикмахерскую.
...
Так мне есть очень мало дела лично и до Блума, и до его жены, и до всей этой братии из «Улисса», потому что писать так можно бесконечно долго, писать так можно обо всем, но смысла в этом лично я не вижу ни малейшего.
...
Вот таким образом и написан роман «Улисс». Вот можно же придумать такой роман? Можно. Можно его написать? Можно. Нужен для этого талант? Нужен. Не было такого романа раньше? Не было. Дает он что-нибудь человеку? Ничего не дает. Он дает только знание того, что такой роман есть и что так писать можно. Что остается в сухом остатке? Ответ: ничего не остается в сухом остатке.
А если это сравнить с отладкой программы? Программиста приходится проходить оператор за оператором, с тем, чтобы понять работу программы (если конечно у него есть функция debug).

Так вот, столь детальное описание, например, такое
В дневниках Льва Толстого есть одно место, как Толстой подходит к дверям своего дома и поднимает руку, выставляет вперед палец, намереваясь нажать на звонок, чтобы ему открыли, ну и, в конце концов, нажимает на звонок. Звонок звонит, сейчас откроют дверь. Это описывает на скольких-то страницах. Идут все детали, и звук откуда-то донесся, и цвет какой-то… облако… когда периферийным зрением зацепило что-то наверху, и оттенки самого этого звука, и как смотрится сапог на ступени крыльца, и вспыхивающие в связи с этим многочисленные ассоциации, которые могут быть про все что угодно: и про птиц, и про сапожников, и про изготовление фарфора, из которого сделана кнопка звонка, и все это заключается таким вздохом мечтательно-задумчивым, что ведь можно было бы написать целый роман о том, как человек просто звонит в звонок.
Разве это не напоминает отчет о дебаге мозга? Довольно высокоуровневое, но впрочем детальность зависит от потенциала писателя.

Говорят, писатели предвосхищают будущее. Возможно, и таким инструментальным способом. Для решения задач тюнинга и хакинга человеческого мозга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий