понедельник, 17 августа 2020 г.

Фокус-группы в проекте

Тема обозначена в How to Conduct a Focus Group.

Вначале проекта возникают опасения:
  • Примут ли сотрудники проект? 
  • Будут ли менеджеры поддерживать внедрение? 
  • Будет ли достигнут успех?
И ответы на эти вопросы почему то появляются уже после того, как проект стартовал.
Есть такой инструмент, - фокус-группы. Он позволяет получить хотя бы приблизительные ответы на обозначенные вверху вопросы.

Фокус-группа - группа заинтересованных сторон, отобранных для участия в запланированной дискуссии, призванной раскрыть представления о конкретной теме в доверительной и не угрожающей среде.

Ключевые термины и определения:
  • Заинтересованные стороны - включает сотрудников, менеджеров, руководителей, клиентов и всех тех, кого может затронуть интересующая тема.
  • Запланированное обсуждение. Повестка дня, учебные материалы, даты встреч - все должно быть подготовлено заранее.
  • Описание темы и целей. Целью фокус-группы является получение информации от заинтересованных сторон.
  • Неугрожающая среда. Участники должны иметь возможность обсуждать болевые или чувствительные вопросы, поэтому не стоит объединять в рамках фокус-группы сотрудников с разными статусами.
Преимущества и недостатки фокус-групп:
  • Помогают получить информацию о личных и групповых мнениях.
  • Дают возможность задать расширить круг проблем и задать дополнительные вопросы.
  • Экономят время и деньги по сравнению с стоимостью и времени проведения отдельных интервью.
  • Предоставляют более широкий спектр информации, нежели отдельные интервью.
Недостатки проведения фокус-группы:
  • Разногласия между членами группы.
  • Обсуждения несущественных вопросов и деталей отвлекают от основной цели.
  • Результаты работы фокус-групп трудно анализировать.
  • Некоторые участники фокус-группы могут не захотеть делиться своим мнением, например, из-за боязни обратной реакции.
Как проводить "миттинги" фокус-групп?

Для того чтобы работа фокус-группы была эффективной, важно придерживаться следующего шестиэтапного процесса:

Шаг 1: Определите цель опроса.
  • Уточните цель фокус-группы.
  • Определите ожидаемые результаты.
  • Убедитесь, что прием фокус-группы - это лучший способ оценить восприятия сотрудников.
Шаг 2: Выберите участников и лидера.
  • Выберите участников - выбирать нужно тех, на кого изменение влияет больше всего.
  • Выберите не менее четырех человек, но не более 12 человек. Идеальный размер группы - 6-8 человек на фокус-группу.
  • Рекрутируйте участников с позитивным взглядом на вещи и сообщите им о преимуществах их участия.
  • Выберите лидера фокус-группы, который находится за пределами организации с тем, чтобы сотрудники не боялись его негативного влияния на их карьеру.
Шаг 3: Управление атмосферой работы
  • Выберите место для встреч, подходящее для обсуждения.
  • Разработать и изготовить необходимые материалы для проведения собрания, включая учебные брошюры.
  • Назначьте секретаря, который будет вести записи обсуждений и выводов фокус-группы.
Шаг 4: Разработка вопросов

  • Определите общее количество вопросов (на весь период работы).
  • Разработайте содержательные и "глубокие" вопросы: почему, что и как.
  • Убедитесь, что вопросы являются открытыми и не подводят участников к определенным ответам.
  • Разработайте повестку дня каждой сессии.

Шаг 5: Проведите сессию (руководитель фокус-группы)

  • Четко укажите объем, цель и желаемый результат работы фокус-группы.
  • Подчеркните, что анонимность будет иметь первостепенное значение при обмене мнениями.
  • Сосредоточьте обсуждение на ключевых темах.
  • Используйте вопросы глубокого погружения в тему с тем, чтобы исследовать болевые точки.
  • Внимательно следите за пространными комментариями и проясняйте их.

Шаг 6: Анализ результатов (команда проекта)

  • Просмотрите протокол сессии и достигните консенсуса по основным пунктам исследования.
  • Определите закономерности в ответах и в ​​общих темах.
  • Определите причины согласия и несогласия.
  • Разработайте сводный отчет по основным результатам работы фокус-группы для представления его руководителям.

4 совета по поиску лидера фокус-группы

Лидером фокус-группы должен быть кто-то за пределами вашей организации. Вот некоторые советы по поиску подходящего человека для проведения фокус-групп:

1. Найдите беспристрастного руководителя фокус-группы. Атмосфера фокус-группы задается лидером фокус-группы. И он должен стремиться создать атмосферу безопасности для участников фокус-группы. Это позволит всем говорить свободно. Более того, идеальный лидер никогда не отклоняет комментарии как «плохие идеи» или «нелогичные», - все комментарии влияют на оценку восприятия.

2. Найдите кого-то с хорошими навыками организации работ. Важно найти лидера фокус-группы, который хорошо организован. Ведь ему нужно планировать сессии и придерживаться графика работы.

3. Найдите кого-то опытного. Руководитель фокус-группы должен быть достаточно сведущим в интересующей теме с тем, чтобы реагировать на комментарии участников. Лидер должен внимательно слушать, тщательно обдумывать свои реплики и быть чутким к мнению каждого участника.

4. Найдите того, кто понимает групповую динамику. "Эффект живости" - хорошо изученное явление в когнитивной психологии. Это атмосфера, в которой мнения людей формируются в наглядных и драматических ситуациях, с чрезмерной театрализацией. Такое живое и эмоциональное представление идей и мнений может напрямую влиять на наблюдения и выводы фокус-групп. Возникает же такое явление в том случае, если на групповых сессиях присутствует эмоциональный участник, эдакий массовик-затейник. Он может подавить мнения других, и тем самым исказить результаты. Руководитель фокус-группы должен быть готов подавить этот тип поведения и перенаправить эмоции в продуктивное русло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий