пятница, 21 апреля 2023 г.

Геополитика и стратегия на современном этапе.

В быстро фрагментирующемся мире (по состоянию на март 2023 года) геополитическая нестабильность заняла первое место в повестке дня генерального директора. 

В этом выпуске The McKinsey Podcast старший партнер Эндрю Грант и глобальный директор по геополитическим рискам Зиад Хайдер беседуют с глобальным редакционным директором Лючией Рахилли о последних исследованиях McKinsey по геополитическим рискам, в том числе об изменении геополитического ландшафта, последствиях для глобальных игроков и о том, как лидеры могут выйти из "реактивного" режима и развить устойчивость, необходимую им для процветания в условиях фрагментированного глобального порядка.

Переход к многополярному миру


Зиад Хайдер. 

Мы находимся в переходном периоде от того, что раньше было более или менее однополярным миром, к гораздо более многополярному миру. С военной точки зрения по-прежнему сохраняется глобальное превосходство США. С экономической точки зрения США, конечно, по-прежнему занимают центральное положение, но есть еще ЕС и Китай, так что это гораздо более трехполярный мир. Когда мы подходим к политическому измерению, оно становится гораздо более расплывчатым. Глобальное управление, установленное после Второй мировой войны, просто не работает. Наиболее драматично это проявляется на двух разных театрах: в Европе и в Индо-Тихоокеанском регионе.

В Индо-Тихоокеанском регионе происходит эскалация стратегического соперничества между США и Китаем. Действуют новые конкурентные силы и может ли нестабильность, которую мы сейчас наблюдаем в Европе, также произойти в Азии. А Азия является двигателем глобального роста.

Эндрю Грант

Много корпоративных и мировых лидеров сделали заявления следующего содержания: «Сейчас мы живем в мире, где геополитика берет верх над рынками капитала». Это очень важный вызов для корпоративного лидера, чья цель — оптимизировать рынки капитала и управлять стоимостью бизнеса.

Риски за пределами цепочки поставок


Эндрю Грант.

Управлению подлежат две области: капитал и люди. Глобальные организации обычно думают о распределении капитала в зависимости от странового риска и геополитических рисков. Но риски — не единственное, что требует рассмотрения: компании должны пересмотреть фундаментальный подход к распределению капитала.

Так же и с людьми. Мы ожидаем, что таланты, работающие в организациях - глобальны. Мы ожидает, что они хотят быть частью объединенной глобальной организации. Но мы видим, что национальность начинает иметь гораздо большее значение. Сотрудники подвергаются гораздо большему националистическому воздействию и лидеры должны работать над тем, как сохранить организацию. Лидеры нужно думать, как взрастить глобальную культуру в мире, который далеко не так симпатичен, как раньше.

Зиад Хайдер.

[Следует учитывать] риски, связанные с поддержанием цепочек поставок на геополитически сложном рынке. Многие компании делают это, но им нужно проявлять гораздо больше осторожности и усердия. Часть цепочки поставок перемещается в менее геополитически сложные страны, будь то Индия, Индонезия или Вьетнам. Там также есть проблемы и возможности. Имеет место перемещение цепочек поставок "домой". Эти три аспекта цепочек поставок взаимодействуют одновременно.

Другим риском, помимо людей и цепочек поставок, является репутационный риск. Как сохранить глобальное присутствие, но при этом быть готовым ответить на вопрос, почему вы находитесь на этом проблемном рынке? Планка для объяснения того, где вы находитесь и почему вы здесь, повысилась с учетом внешних заинтересованных сторон, будь то СМИ или парламент, а также коллег внутри компании.

Меняющийся мир, меняющаяся реакция на риск


Эндрю Грант.

Первым шагом [который следует предпринять лидерам] является повышение уровня осведомленности, понимание существующих проблем и их последствий. Во-вторых, существует определенный уровень профессионализма и некоторые важные новые возможности, которые организациям необходимо создать в ответ на это осознание. Требуется высокий уровень профессионализма, чтобы понимать правовые и нормативные последствия законов со страновым и экстерриториальным действием.

Геополитика в разных странах действует по-разному. Лидеры должны задать определенные вопросы: "Что я думаю об этом? Как мне классифицировать? Как найти общий язык внутри организации, чтобы понимать и принимать решения, а также координировать и вести глобальное предприятие?"

Зиад Хайдер.

Мир изменился и это заставило компании быть более конкретными. Внутри США вопросы об их глобальной роли и ценностном предложении ничем не ограниченной глобализации оказались под угрозой. Ничем не ограниченная идея глобальной транснациональной корпорацией подверглась испытание и вопрос теперь - как оставаться как быть глобальным? И как правильно действовать в новой геополитической среде?

Основа устойчивости


Лючия Рахилли: Дайте нам высокий уровень того, что лидеры должны делать по-другому, чтобы планировать геополитические риски и стать более геополитически устойчивыми. Какие широкие категории они должны учитывать?

Эндрю Грант.

Есть страны, которые я бы назвал очень локализованными геополитическими рисками. Это риски, которые существенны для операций именно в этой дискретной географии. Если сложить все страны, получится довольно значительный портфель рисков.

На другом конце спектра, возможно, впервые в новейшей истории, у нас есть две настоящие геополитические сверхдержавы — США и Китай. Для корпораций, активно работающих в этих двух местах, существуют вполне реальные геополитические соображения, возникающие в силу соперничества великих держав.

В отношении США и Китая мы также утверждаем, что мир никогда не видел двух держав такого масштаба, которые к тому же так невероятно взаимосвязаны друг с другом. Ясно, что есть аспекты, такие как права человека, которые очень сложны и очень проблематичны. Но с другой стороны, сотрудничество между США и Китаем в области климата примечательно. Это гораздо более нюансированная и продуманная структура, которую вам нужно иметь вокруг невероятно сложных, взаимосвязанных, динамичных отношений, которые также необходимо очень активно контролировать и управлять ими.

Зиад Хайдер.

Ежемесячно совет директоров должен рассматривать пять основных рынков, вызывающих геополитическую озабоченность, и составлять четкий план действий по управлению этими рисками, и это начинается с наличия общего набора фактов. В этом глобальном мире даже внутри организации существуют разные точки зрения.

Другие вопросы, которые очень важны для клиентов: что вы думаете о своем структурном присутствии на рынке, будь то технологический стек или корпоративная структура? Существуют ли степени свободы, которые нужно создавать, или риски, которыми нужно управлять, есть ли отдельный технологический стек в стране или отдельная корпоративная структура?

И наконец, очень важна человеческая сторона управления геополитическими рисками. У людей своя геополитика. Это не столько их интерес; это просто их точка зрения. Поэтому нужно обсуждать  в организации различные точки зрения с тем, чтобы организация оставалась сильной, единой и могла действовать единым образом. Следует определиться с общим мировоззрением и справится с разногласиями, если таковые имеются.

Эндрю Грант.

Ни у кого нет монополии на правильную перспективу. Глобальным компаниям действительно важно понять, что это очень многомерные проблемы, которые они должны рассматривать с действительно глобальной, а не только национальной призмы. Правильная позиция редко бывает черно-белой. И даже если сегодня он черно-белый, завтра он может уже не быть черно-белым.

Оценивание, стоит ли проводить оценки публично


Зиад Хайдер

Мы видим три разных позиции. Есть позиции мужества, которые не бесплатны. Есть позиции по необходимости, которые компании иногда занимают, потому что они вынуждены оценивать проблему, будь то внутри или снаружи. И есть также позиции смирения, когда компании делают ошибки. Обсуждение в социальных сетях от лица генеральных директоров возросли. Я также думаю, что важно критически подумать о последствиях публичной позиции, например, сказать: «Мы уходим с этого рынка» или «Мы придерживаемся принципиальной точки зрения» для сотрудников в другой части рынка.

Эндрю Грант.

На мой взгляд, самая важная аудитория — это ваши собственные люди. Убедитесь, что то, во что люди верят и что чувствуют - это подлинное, настоящее и живое.

Когда мнения коллег расходятся


Люсия Рахилли: В международных компаниях неизбежны расхождение в интересах. Как лидеры должны подготовиться к тому, чтобы управлять конфликтующими геополитическими интересами среди сотрудников до того, как разразится кризис?

Эндрю Грант.

Компании должны быть готовы, думать заранее и знать, что это потребует некоторых смелых, смелых и дорогостоящих решений. Также важно учитывать, как выглядит глобальная корпорация в мире, который сильно отличается от сегодняшнего мира. Нам нужно переосмыслить некоторые важные аспекты того, как будут работать корпорации, точно так же, как мы переосмыслили транснациональные корпорации очень осмысленным и фундаментальным образом после падения Берлинской стены.

Зиад Хайдер.

Мы склонны много говорить о том, что организация должна делать для управления внешней средой. На ум приходят три вещи. 

Прежде всего, какой настрой человек привносит в эти разговоры? Если я действительно хочу попробовать встать на место своего коллеги и понять, откуда они исходят, а не подходить к этому с точки зрения «у меня есть монополия на правду», это в значительной степени способствует гуманизации этих дискуссий.

Второе. Важно, что сигнализирует лидерство.

Третье — это форумы, которые вы создаете в своей организации, например,  — комитеты по рискам, управляющие комитеты. Точно ли они отражают глобальный характер организации? Чувствуют ли люди, что их голоса слышат?

Это основной момент, но он очень важен, потому что очень часто мнение выражается всего несколькоми людьми в штаб-квартире. Обратная сторона состоит в том, что не может быть полной прозрачности. А некоторые из тем являются деликатными.

Ориентирование в нюансах


Эндрю Грант.

Если есть силовые, коммерческие, национальные интересы и вопросы национальной промышленной политики, давайте называть их так, а не смешивать все в «мы хорошие парни, они плохие парни». Я думаю, что должен быть определенный уровень изощренности и смелости и должным образом адаптированная готовность к решению проблем.

Зиад Хайдер.

Многие компании практикуют классическое сценарное планирование, рассматривая ряд сценариев. Они рассматривают разные точки зрения, чтобы понять, в каком направлении они идут, и подумать о том, какие позиции они займут. Это именно то, что необходимо наращивать, чтобы быть готовым к событиям и геополитическим всплескам.

Часть ответа, по сути, заключается в том, чтобы подумать о сценариях, а не только о протоколах, а также о том, как вы будете реагировать.

Что в конечном итоге поставлено на карту


Эндрю Грант.

Если вы действительно верите в мир, в котором геополитика преобладает над рынками капитала, то очевидно, что геополитика - приоритет номер один. Лидеры, которые признают, что геополитика является проблемой номер один, понимают, что их точка зрения должна быть правдивой, и что они должны прилагать усилия для выражения своей точки зрения.

Я также искренне верю, что есть возможность создать более современное предприятие, которое лучше приспособлено к новому геополитическому контексту. И есть очень значительный приз, связанный с премией за устойчивость.

Зиад Хайдер.

Во-первых, если вы не сосредоточитесь на геополитике, вы рискуете своими людьми, связанными с соответствующими рынками. Во-вторых, вы рискуете ростом, своим присутствием на рынке. И, в-третьих, вы подвергаете себя юридическому риску, если не попадаете под действие различных режимов регулирующего экспортного контроля и санкций. Так что здесь есть реальные последствия и кризис.

Единственное, что, по моему мнению, должен сделать каждый совет директоров в 2023 году, – это написать на листе бумаги пять крупнейших рынков, где они имеют наибольшую геополитическую значимость, пристально посмотреть на них и обсудить вопросы: "Что нам нужно сделать, чтобы лучше управлять своей позицией на разных рынках?»


Источник


Выдержки из обсуждения. Полный текст тут -
https://www.mckinsey.com/capabilities/risk-and-resilience/our-insights/geopolitical-risk-navigating-a-world-in-flux
Геополитический риск: ориентироваться в постоянно меняющемся мире
9 марта 2023 г.| Подкаст

Комментариев нет:

Отправить комментарий