суббота, 19 августа 2023 г.

Консеквенциализм

Консеквенциализм считает критерием нравственной оценки результат (консеквент) поведения: моральным пра́вым является такое действие или бездействие, которое даёт хорошие результаты или последствия. 

Исторические формы консеквенциализма:
  • эвдемонизм, 
  • гедонизм, 
  • утилитаризм,
  • разумный эгоизм.
Можно выделить три моральных подхода:
Консеквенциализм, 
деонтологию,
этику добродетели.

В диентологии моральным считается то, что следует моральным принципам, результат не важен.
Этики добродетели больше фокусируется на моральных качествах субъекта больше, чем на последствиях действия или бездействия.

Три подхода к морали могут давать как одинаковые, так и разные оценки:
  • Консеквенциалист не будет лгать, потому что ложь приведёт к отрицательным последствиям.
  • Деонтологист не будет лгать, потому что это запрещается моральными правилами.
  • Сторонник этики добродетели не будет лгать, поскольку ложь противна его добродетельной сущности,.

Разница в подходах появляется, когда благих целей добиваются не благими средствами, и благие намерения приводят к негативным последствиям: «цель оправдывает средства», «благими намерениями вымощена дорога в ад», «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Критики консеквенциализма полагают, что консеквенциализм следует максиме «цель оправдывает средства», которая утверждает, что «если цель очень важна, то любой путь её достижения является приемлемым».

Эвдемонизм

Эвдемони́зм - критерий нравственности и основа поведения  - стремление человека к достижению счастья.

Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни. 

Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные.

Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.

В современной психологии такое направление как позитивная психология ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии.

К эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны.

Представители эвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.

В 1867—1869 гг. Л. Фейербах написал произведение «Эвдемонизм».

Эвдемонизм стал одной из концептуальных основ Декларации независимости США.

Гедонизм

Гедони́зм - удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью, остальные ценности являются инструментальными. 

Гедонизм - аксиологическое учение. Оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди, в отличии от утилитаризма.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Однако наслаждение у Аристиппа и киренаиков в целом — философский принцип, а не просто желание удовольствия. Они не максимизируют удовольствия, а наслаждаются ими; через наслаждение проявляется свобода.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений.

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику. Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ.

Утилитаризм


Утилитари́зм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами. 

Но строгие определения удовольствия и счастья на данный момент остаются проблемой. Проблемным остаётся и вопрос, являются ли эти понятия тождественными.

Утилитаризм утверждает, что каждый человек должен стремиться поступать так, чтобы максимизировать удовольствие/счастье всех существ, которые способны его испытывать. Любой утилитарист является гедонистом или эвдемонистом, но обратное неверно.

Утилитаризм не делит людей в целом на нравственных и безнравственных, он лишь отмечает, что некоторые их действия могут приводить к нравственным или безнравственным последствиям.

В силу этих причин утилитаристы скептически относятся к таким привычным понятиям как долг, достоинство и воздаяние. С точки зрения утилитаризма, любой человек, даже самый аморальный, заслуживает счастья. Ни один человек, даже причинивший другим людям много страданий, не заслуживает наказания просто за сам этот факт. Он может преследоваться лишь в той мере, в которой это нужно для предотвращения дальнейших антиобщественных поступков (и только если страдание других существ перевешивает удовольствие, полученное злодеем).

Своё первое систематическое оформление именно как моральная система утилитаризм получил в трудах Иеремии Бентама. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Дальнейшее неоднозначное развитие утилитаризм получил у Дж. С. Милля в работе «Утилитаризм».

Разумный эгоизм

Разумный эгоизм — философско-этическая позиция, устанавливающая для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

В то время как эгоизм в традиционном смысле может показаться наиболее выгодной стратегией для каждого индивида в каждом конкретно взятом случае, этот же индивид может проиграть от её распространения в обществе, что доказывается в математической теории игр на примере Дилеммы заключённого. Стратегия же разумного эгоизма позволяет избежать этой проблемы, поскольку учитывает долгосрочные последствия решения в контексте жизни индивида в обществе, позволяя ради определенной перспективы попуститься сиюминутной выгодой.

Концепция разумного эгоизма представлена только в романе Чернышевского «Что делать?». В XX веке идеи разумного эгоизма возрождает Айн Рэнд в сборнике эссе «Добродетель эгоизма», повести «Гимн» и романах «Источник» и «Атлант расправил плечи».

Комментариев нет:

Отправить комментарий