воскресенье, 24 июля 2011 г.

О цели


Искусственные бизнес системы (Б-системы, далее) - целеориентированные системы. Целеориентированность и порождает искусственность. Так как искусственность обозначает специальное конструирование, созидание. Создание ради чего, создание для достижения некоторой цели или целей. Причем цель не обязана удовлетворять как либо критериям. Например, сойдет и такая цель: чтоб скучно не было.
Ибо
Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Валери.

Если у Бизнес системы (Б-системы) нет цели, то то ли нет бизнеса, то ли нет системы, то ли нет того и другого вместе взятых.
Примечание. Лукавство последней фразы состоит в том, что "бизнес" и "система" наделяются положительными качествами, стоящими в оппозиции к "лени, безрезультатности и скуке" и "хаотическому нагромождению чего-либо" соответственно.

Резюмируем.
1. Цель, замысел должны предшествовать акту творения Б-системы.
2. Цель появляется там, где есть мыслящий субъект.
3. Мыслящий субъект пытается разработать долгосрочную цель, такую долгосрочную, чтобы не пришлось слишком часто пересматривать цель по причине слишком быстрого ее достижения.
4. Разработку "супер" цели вкупе со столбовой дорогой достижения этой суперцели называют стратегией.
5. После установления цели (и стратегии как пути движения к цели) разрабатывается структура системы, которая по замыслу создателя позволит наилучшим и экономным способом достичь цели.
6. Структура есть а) список блоков, называемых элементами и б) связей между блоками.
7. Выделяется один из блоков структуры, этот блок наделяется миссией или задачей (что является более конкретно, нежели миссия) следить за достижением цели и отслеживать маршрут движения к цели.
8 Если у блока, сформированного в пункте 7 получается двигаться к цели, то у системы появляется система управления. Если не получается - см. последний пункт списка.
9. Структура со специализированным блоком "система управления" наиболее полно отвечает понятие "целеориентированной системы".
10. Структура без специализированного блока "система управления" становится либо памятником (артефактом) либо обретает жизнь, становится естественной системой (например, смотри фантастику о цивилизациях роботов).

***

Концепция "целеориентированности систем" не является универсальной. "Природные" системы не имеют целей.
Если естественным системам приписывают наличие цели, то такое наличие целей это предмет веры в их наличии, И разум верующего тут же отказывает естественным системам в естественном возникновении и немедленно превращает все естественные системы в искусственные путем подстановки Творца, его замысла, предустановленного пути, греха как отклонения от пути, а далее смотрите Библию, Коран и другие духовные книги.

Естественные системы обладают структурой лишь в силу ограниченности человеческого восприятия. Именно человек наделяет естество структурой, вводя функции, специализации различных частей.
Вводя так, что
конвенциально

(то есть собрать вместе примерно 1000 умных людей, самопровозгласивших себя учеными; ученые - разве не общественная организация!; так вот собрать вместе и дождаться пока они не договорятся - то есть не придут к тому, что да, трудно не согласиться, но кто его знает, тогда пусть будет так!)

можно утверждать, что структура в природных системах наблюдается и можно говорить о цепочках взаимодействий, о цепочках процессов жизнедеятельности, в ходе которых возникают и ветвятся новые процессы и новые взаимодействия.
Некоторые взаимодействия "как бы" перемещаются в начало, создавая кругооборот, создавая иллюзию "необходимых предпосылок для протекания как предшествующего, так и последующих процессов". Такие кругообороты, в частности, присутствуют в мифологии и некоторых религиях. Не рискую приводит эти термины ввиду огромного их содержания...

Кругооборот как кольцо создает неразрешимые проблемы поиска начала кольца. Например - что первично: яйцо или курица? Этот вопрос давно мучает европейского человека, ибо его сознание просто не вмещает в себя отсутствие причинности. Что отличает его, европейского человека, от восточного человека.
Что еще мучает европейского человека? Сколько чертей может уместиться на кончике иглы!
И может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет поднять сам. (Ответ на вопрос, конечно, дал Николай Бердяев, чем вышвырнул себя из европейщины в азиатчину).

Чтобы как то выкрутится, восстановить главенство разума, обрести потерянную причинность европейский человек, воспитанный в духе рационализма и в слепой вере в науку, начинает придумывать причинности. Порождаются такие понятия как нелинейная (!) причинность.

Например: прямую можно «согнуть» в окружность. И это делается в рамках линейной алгебры – с помощью расширенного пространства с добавленной точкой – бесконечность. А раз можно согнуть, то значит и кругообороты - это согнутые в дуги прямые. Ну а прямая - это же понятная привычная причинность. Но гнутая прямая - это точно нелинейность. Но это же прямая - значит причинность на месте!

Примечание. Может потому так сильно Европа восхищалась открытием физика Пригожина. В самом деле, "легкая" поправка в четырехмерном пространстве касательно необратимости времени великолепно устранила кризис причинности в связи с теоретической возможностью путешествий во времени.

Вот более сложный круг, - житейский, - дедушки, папы и мамы, дети. И дети становятся папами и мамами, затем дедушками и бабушками и не пресекается род людской. Как же - нелинейная причинность в лице прапрадедушки, совратившего прапрабабушку породила каждого из нас читающе-пишущего.

==============
Впрочем, бизнес тоже можно рассматривать как естественную систему. Простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, формула «деньги-товар-деньги».
Или «по-научному» - «ресурсы-производство-новые ресурсы».

Может быть каждый круг будет рождать новый тип бизнеса, а может и не будет.
Но зачем же тогда все бегают и ищут стратегию?
Может, потому что ресурсов на всех не хватает?
Может, потому что конкуренция? Все возрастающая!
А Может потому, что в бизнесе ничего само не рождается и нет самочек, рождающих бизнес?

Хотя наука и придумала цели любой естественной системы, такие как выживание, сохранение жизнеспособности, размножение, старость, смерть и пища для других экологических ниш, естественной системе не нужно заботится об идее, о сущности. А если и приходится, то в специфических формах – в мифах, в религиях, в научных картинах мира.

Гипотеза. Бизнесу приходится искать цель. Не будет цели – зачем он нужен, бизнес! 

Контргипотеза. Бизнес есть спонтанно возникшая ОРГАНИЗАЦИЯ цепочек связанных процессов. 


Ну, чтобы ОРГАНИЗАЦИЯ не висела в пустом пространстве – ее можно погрузить в «информационный» или «интеллектуальный» или «энергоинформационный» океан. Чтоб спокойней было. Или красивее.

Неважно, какой контекст используется для моделирования. Любой образ окружающей среды, окружающего пространства можно использовать для моделирования бизнеса, для выяснения базовых или фундаментальных свойств бизнеса. Можно не замахиваться на фундаментальность, а просто выяснять разные аспекты функционирования. Когда все аспекты будут рассмотрены, среди них обязательно будут фундаментальные. И базовые тоже.

А моделирование может проводится как материалистических, так и идеалистических и даже в эзотерических трактовках. Важна логика. Логика оперирует переменными. Переменные могут иметь любое начертание: материя, дух, демон, элементали, сущности и так далее. Важно, чтобы логические формулы а) удовлетворяли синтаксису б) соответствовали правилам вывода.

Да не оставит Вас вдохновение.


Грустное послесловие.

Локк прекрасно сознавал, что стремление к выгоде разъединяет людей, ибо «никто не может разбогатеть, не нанося убытка другому».
Глубокая идея, свернувшаяся как змея!
В самом деле - экономисты подтверждают этот факт тем, что экономические субъекты в равновесном состоянии на эффективных рынках имеют нулевую прибыль.
Но сколько бы не говорили о рыночном равновесии – его никак в реальном мире не наблюдается.
Значит, рынки всегда не эффективны, а неравновесность есть источник развития.
И чтобы разбогатеть самому, нужно кого то разорить.

Цель фирмы - прибыль. И нужно найти слабых и богатых одновременно, разжиревших, забывших в успехе о других алчущих успеха... Хммм... что-то не очень то мирная стратегия, и не очень то благородная миссия…
Плохо это! Плохо, если верят, что все мирно и благородно. А если не верят - то усиленно убеждают себе. Учатся верить. Верят, что учатся.
Экологический менеджмент, социальная ответственность – штампы, штампы, штампы…
Так идолы становятся реальностью. Объективная идея воплощается, развертываясь из ничто, в нечто, материализуется, рефлексирует... (Гегеля - повторить! Это я себе). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий