четверг, 27 июня 2013 г.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ВСЕГДА ИНФОРМАЦИОННОЕ?

Хотел отметить, что периодизация "аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество", это достаточно спорная периодизация, тем более что и была она придумана в дни холодной войны, чтобы подорвать периодизацию Маркса. Но хотя социализм на 1/6 части суши приказал долго жить, марксизм, как течение никуда не исчез, равно как и неомарксизм, равно как и постмарксизм и успешно развивается, но уже не на постсоветском пространстве. 

Список неомарксистов и постмарксистов можно посмотреть в Википедии по теме "Марксизм". 

Наиболее интересными по мне показались воззрения Бодрийяра 

Он 

Цитата

...ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. 


Напомню, у марксистов было базис (экономика) и надстройка (политика). 
Этого оказалось маловато. 
Добавили - гиперреальность. 

Цитата

Основа гиперреальности — симуляция. 
Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные. 

Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. 
К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена. 

Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — 
надстройка определяет базис, 
труд не производит, а социализирует, 
представительные органы власти никого не представляют. 

Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. 
Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). 
На смерти основана любая власть и экономика. 
Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). 
В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности. 



Информационный туман, прикрывающий действительную мощь компьютерных технологий является одним из симулякров, настолько мощным, что мы имеет отличную гиперреальность, самовоспроводящуюся себя и самоподдерживающую. Это и социальные сети, и сетевые игры и прочее. Это гиперреальность будет существовать до тех пор, пока будет электричество, соли и сахар в магазинах. 

Да, мы живем уже в "информационном" обществе, но сам лейбл "информационное общество" сбивает с толку и уводит от существа вопроса. Потому что само понятие "информации" слишком "разнообразно" и запутывает существо вопроса. 

Информация - это 
и сведения, 
и мера разнообразия, 
и неожиданность, 
и процесс передачи сведений, 
плюс к этому туда же относят и данные, 
плюс к этому есть теоретики, которые обосновывают, что первична информация, а не материя и сознания, 
плюс сторонники креацинизма, которые двигаются от первого предложения Библии - "Вначале было слово", 
плюс программисты, объявившие Бога программистом 
и так далее, и тому подобное 

Поэтому я отношусь к понятию информационное общество хуже, чем к понятию постиндустриального общества. При характеризации постиндустриального общества хотя бы измеряют долю индустривального выпуска в ВВП страны и опираются на процентное содержание. 
И в этой связи "постиндустриальное общество" обозначает, по крайнем мере, НЕ индустриальное, но и НЕ аграрное общество. 

Но вот будет ли это самое постиндустриальное общество также и информационным - это большой вопрос! 
Почему? 

Да вот например можно взять маленькую страну в которой легально разрешены сексуальные услуги любых типов. Причем они оказываются законно и составляют 80% ВВП страны. Это точно постиндустриальное общество, но не информационное! 


Интернет - это телеграф, возомнивший себя новой экономикой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий