среда, 3 февраля 2016 г.

Коулз, Портер и ИТ технологии

Посткорпоративная школа.

Рональд Коуз (Ronald Coase) в эссе «Природа фирмы» (The Nature of the Firm), опубликованном в 1937 году, рассматривает причины и основания существования компаний.
  • Почему некоторые виды бизнеса требуют координации со стороны менеджеров?
  • Почему координация бизнеса должна осуществляться в рамках формальной иерархической организации?
  • Почему координация не может осуществляться посредством «невидимой руки» рынка.
«Важнейший вопрос, видимо, заключается в том, почему распределение ресурсов не осуществляется непосредственно при помощи механизма ценообразования».
Ответы.

  • Фирма пользуется услугами поставщиков и продавцов. Если фирма никак не контролирует условия выполнения контракта, она несет риск и соответствующие издержки от неисполнения или ненадлежающего исполнения контракта. Это будут внешние транзакционные издержки рынка.
  • С помощью собственного персонала компания может снизить издержки и даже, в некоторых случаях, вообще избежать некоторых издержек. Если издержки фирмы для некоторого вида деятельности меньше транзакционных издержек рынка, фирма будет стремиться контролировать и управлять этим видом деятельности "изнутри", так как будет иметь соответствующих выигрыш.
  • Рост внешних транкзакционных издержек стимулирует укрупнение фирм, снижение - разукрупнение.

Это было написано в 1937 года, когда не было Интернета.
Не было цифровой эры, не было Big Data.
Интернет снизил некоторые внешние транзакционные издержки.
Автоматизация, цифровизация, Big Data снизили внутренние издержки.
Что с балансом? 
Где выигрыш больше - во внешних или во внутренних издержках?

С одной стороны, Интернет как глобальный посредник способствует снижению размера фирма. С другой стороны, автоматизация, включения технологий Интернета во внутренние контуры управления существенно снижают внутренние издержки, затраты на координацию деятельности. Более того, автоматизация обеспечивает управление огромными массивами данных, что обеспечивает наблюдаемость и управляемость очень больших фирм. Тем самым, многократно увеличивается эффективность менеджмента, во всяком случае, потенциальная эффективности.

На лицо факторы, способствующие централизации компаний, так как обеспечивается возможности укрупнения не только интенсивным (за счет внутренних процессов), но и экстенсивным путем. То есть за счет слияний и поглощений. Возможно, ряд слияний и поглощений стал возможным во многом благодаря автоматизации. В самом деле, если система управления фирмой построена на подобных ИТ программах, то контроль над фирмой  не требует длительных адаптационных и образовательных процедур.

Тем самым, в определенной степени справедливы слова Коуза:
«Инновации, снижающие затраты, связанные с территориальной организацией (например, телефон и телеграф), будут способствовать увеличению размера компаний. Все изменения, улучшающие методы управления, будут способствовать увеличению размера компаний».
Следующая тенденция, обязанная жизнью цифровой эре - цифровизация самого рынка.
То есть, информационные технологии могут и снижают внешние транзакционные системы.
Примером тому создание сложных копьютеризированных вертикальных цепочек поставок и цепочек распределения. Пример - Ariba.

Создание таких цепочек становится возможным благодаря стандартизации ERP систем больших компаний, что в свою очередь, позволяет провести достаточную систему стандартизации процессов и данных, относящихся собственно к рынку. Это в свою очередь побуждает "свободных агентов" взаимодействовать с рынком по жестким правилам. Жесткие правила и обеспечивают в итоге снижение внешних транзакционных издержек. Процесс этим не заканчивается, так как продолжение стандартизации на рынке становится интеграция сложных информационных систем. Интеграция сначала интерфейсов и протоколов обмена, затем пограничных бизнес-процессов, затем ... 

Возвращаясь к слиянием и поглощением, интеграция систем облегчает слияния и на информационном уровне способствует возникновению вертикальных интегрированных компаний. Иерархия становится сильнее рынка.

Дальнейший анализ "единства и борьбы" рынка и иерархии в рамках посткорпоративной школы приводит к противоречию. Разрешения этого противоречия по-видимому должно находится в рамках иного подхода. В числе таковых мне представляется интересным подход М.Портера. В этом случае стоит рассмотреть 5 сил Портера. 

Ведущими силами, разрушающими иерархии и проистекающую из этого монополию являются
  • Угроза появления продуктов-заменителей
  • Угроза появления новых игроков
  • Рыночная власть поставщиков
  • Рыночная власть потребителей
  • Уровень конкурентной борьбы
Анализ доминант, эффектов, седловых точек, устойчивого равновесия для пяти игроков + внешние транзакционные издержки + затраты на координацию деятельности интересная задача.

Приложение. О трансакционных издержках


Для создания условий стабильного воспроизводства рынок требует определенных затрат реальных ресурсов, которые называются трансакционными издержками (от англ. transaction — сделка).

Трансакционные издержки — это ценность ресурсов, используемых в ходе решения проблемы координации и распределительных конфликтов в рамках институциональной среды и институциональных отношений.

Эти издержки состоят из:
  • затрат по поиску информации о ценах и необходимых ресурсах;
  • расходы на заключение контрактов;
  • контроль за их выполнением и правовой поддержкой.

В случае неуплаты некоторыми предприятиями трансакционных издержек возникает возможность банкротства. Другими словами, банкротства предприятий — это цена, которую платит население и государство за присутствие трансакционных издержек.


Наиболее важной формой приспособления к проблеме присутствия трансакционных издержек является возникновение фирмы. Если бы трансакционных издержек не было, то не возникло бы необходимости в фирме, предприятии, корпорации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий