среда, 26 октября 2016 г.

Про смысл истории

"История - это постоянный диалог между прошлым и настоящим, а также предполагаемым будущим". Шпенглер 
Раздвинуть границы своего существования легче всего за счет прошлого, так как по крайней мере одна из границ нашего существования дана точно – это дата рождения, и она – в прошлом. Идея истории и особый интерес к ней у человека возникает из желания отодвинуть “нижнюю планку” своего присутствия в мире, определяемую точно датой рождения, в неограниченное прошлое.

Такое раздвигание имеет особую привлекательность, поскольку отодвинуть рамку своего существования в будущее оказывается более проблематичным: будущее не имеет своих свидетельств, а единственное “свидетельство” нашего будущего – признаки приближающейся смерти. Желанием более легкого присвоения вечности за свет прошлого можно объяснить тот особый интерес к истории – к этой совершенно бесполезной в практическом отношении области человеческого знания (ведь известно, что история ни чему нас не учит) – не только со стороны профессиональных историков, но и со стороны простых обывателей.

История – это история смертей других, объективируемых в расстановке дат их смерти. Такая расстановка производится с особым удовольствием, ведь расставляющий их наслаждается преимуществом живущего.

...глубокий источник человеческой ненависти: в конечном счете, человек убивает другого, чтобы чувствовать себя живущим, а точнее, выживающим; человек насильственно лишает жизни другого, чтобы другой не показал, что люди умирают естественной смертью; убивая, человек желает распоряжаться смертью путем замены ее естественной, неопределенно отсроченной непреложности волевой определенностью места и времени.

В.Ю. Антонов
Смерть и бессмертие: эсхатология невидимого

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. И такая то же имеет место быть... 


Не существует "ОБЪЕКТИВНЫХ законов развития общества", как и вообще социальных законов. Стереотип есть - законов нет. Есть законы природы, а в обществе разумных существ - свободная воля, и усреднение этой воли или манипуляция ее и так далее. Нет и "ХОДА ИСТОРИИ", как чего то стоящего НАД человечеством, под что человечеству приходится подстраиваться. История - это просто биография, которую пишут ПОСЛЕ, а не ДО.

***

From Баландин Р.К. Маленков. Третий вождь Страны Советов. - М.: Вече, 2013.

Взгляд на историю.

  • Историография жизни страны даже за десятилетие предоставляет множество фактов. Из них приходится выбирать наиболее важные для поставленных целей. Уже одно это противоречит принципу, который - в идеале - руководствуются представители естественных и "точных" наук.
  • Историю любого государства пишут заинтересованные лица...
  • Взгляд в прошлое меняется со временем...
Цель - не оправдать или осудить прошлое. Необходимо осознать его для лучшего понимания настоящего и для более или менее надежного предвидения будущего.

* * *

Раздвинуть границы своего существования легче всего за счет прошлого, т.к. по крайней мере одна из границ нашего существования дана точно – это дата рождения, и она – в прошлом. Идея истории и особый интерес к ней у человека возникает из желания отодвинуть “нижнюю планку” своего присутствия в мире, определяемую точно датой рождения, в неограниченное прошлое. Такое раздвигание имеет особую привлекательность, поскольку отодвинуть рамку своего существования в будущее оказывается более проблематичным: будущее не имеет своих свидетельств, а единственное “свидетельство” нашего будущего – признаки приближающейся смерти. Желанием более легкого присвоения вечности за свет прошлого можно объяснить тот особый интерес к истории – к этой совершенно бесполезной в практическом отношении области человеческого знания (ведь известно, что история ни чему нас не учит) – не только со стороны профессиональных историков, но и со стороны простых обывателей. История – это история смертей других, объективируемых в расстановке дат их смерти. Такая расстановка производится с особым удовольствием, ведь расставляющий их наслаждается преимуществом живущего. 

... глубокий источник человеческой ненависти: в конечном счете, человек убивает другого, чтобы чувствовать себя живущим, а точнее, выживающим; человек насильственно лишает жизни другого, чтобы другой не показал, что люди умирают естественной смертью; убивая, человек желает распоряжаться смертью путем замены ее естественной, неопределенно отсроченной непреложности волевой определенностью места и времени. 



В.Ю. Антонов 
Смерть и бессмертие: эсхатология невидимого

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий