суббота, 22 апреля 2017 г.

Легитимизация власти

Любая власть нуждается в легитимизации - приобретении авторитета в массовом сознании.

Если власть противоречит главным интересам и ценностям индивид ума - она должна прибегать либо к насилию, либо к манипуляции сознанием. Насилие уменьшает харизму власти и соответственно уменьшает легитимизацию власти.

Первым из теоретиков государства (Макиавелли) заявил, что власть держится на силе и согласии («Маккиавелиевский кентавр»). Отсюда вытекает, что «Государь» должен непрерывно вести особую работу по завоеванию и удержанию согласия подданных.

Общество построенное на какой либо "идеологии", будь рационализм, технологичность, профессионализм, тут же зашатается, стоит гражданам усомниться в праведности власти.. Если принцип праведности не нарушен - то власть может применять насилие.

Согласно Джеймсу Скотту (Джеймс Скотт. Благими намерениями государства. Почему и как провались проекты улучшения условий человеческой жизни), за что бы государство не бралось, оно решало свою основную задачу - превращение общество из понятного для народа в понятно для госаппарата. Все действия государства направление на достижение одной цели - сделать общество максимально прозрачным для чиновника и максимально отзывчивым к манипуляциям чиновника. Такое деяние всегда весьма болезненно и часто бессмысленно с точки зрения большинства. В реальной жизни разнообразие сложностей этой самой жизни никому не мешает и более того, всем легко ориентироваться в этих "сложностях", но такое разнообразие сильно мешает государству в достижение утилитарных и ограниченных целей: налоги, безопасность, призывники.

Идеология

Как только некая общность людей сползает с деревьев, теряет хвосты и начинает осознавать себя как некую отдельную общность людей, то есть как только обретает свою собственную идеологию - она тут же начинает считать, что именно ее идеология самая-самая.

Идеократическое общество – сложная, иерархически построенная конструкция, которая держится на нескольких священных, незыблемых идеях-символах и на отношениях авторитета. Утрата уважения к авторитетам и символам – гибель.

Поиск национальной идеи - новшество, не укорененное в почве русского ума. Россия никогда свою идентичность не искала, как не ищут явное и ясное.

Национальную идею нельзя создать, она порождается духовной жизнью нации. А духовная жизнь - в прямой и обоюдной зависимости от социально-экономической, политической и идеологической обстановки.

Европоцентризм

Евpоцентpизм не сводится к какой либо из pазновидностей этноцентpизма, от котоpого не свободен ни один наpод. Это – идеология, пpетендующая на унивеpсализм и утвеpждающая, что все наpоды и все культуpы пpоходят один и тот же путь и отличаются дpуг от дpуга лишь стадией pазвития.
Кара-мурза. Манипуляция сознанием.
Неолиберализм – жесткая, даже фундаменталистская версия универсалистской доктрины о существовании единой для всего человечества лучшей модели жизнеустройства.

Технототалитаризм - технико-информационное общество, осуществляющее шпионаж за своими гражданами. Если гражданин купил 1 кг. Селитры, его надо перевести из категории А в категорию Е в целях контроля за действиями.
Технологизация не должна прибегать к овеществлению людей - а именно к подходу, когда с живыми людьми поступают как с неодушевленными предметами.

«Фашизм» - разновидность социалистической идеи, социально-политическая доктрина, сформулированная Б. Муссолини и предполагающая государственное управление экономикой при господстве частной собственности.

Государство

Грамши дает такое определение: «Государство – это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых».

Это – большое усложнение формулы Ленина, у которого «государство – это машина для подавления одного класса другим».

Демократия
"Демократия есть холодная гражданская война богатых против бедных, ведущаяся государством".
Кара-Мурза. Советская цивилизация.
Меритократия

Популярная в среде английский либеральных интеллектуалов.

Меритокра́тия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. κράτος — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии, так и демократии). Второе, более распространённое, значение предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.

Главной проблемой меритократии является отсутствие универсального определения «способностей».

Одним из аналитиков меритократии был математик Александр Гротендик, который проследил эволюцию элитарной группы математиков от содружества гениев до разделения социальной ячейки на две касты: жестокосердых «Высших» и живущего в страхе «болота»

Комментариев нет:

Отправить комментарий