вторник, 24 октября 2017 г.

Чуть-чуть об элите



Для того, чтобы народ обрел истинную свободу, 
надо, 
чтобы управляемые были мудрецами, 
а управляющие - богами.

Черты элиты

Обсуждение понятия элиты в России имеет, в отличие от западного подхода, идеологический характер. И не только. От элиты ожидают "исключительных" качеств, в которым, например относятся:

- Высокая степень самообладания.
- Умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей.
- Способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции.
- Способность применять силу, когда это необходимо.

Правящая элита должна быть:
- компетентной,
- информированной,
- активной (не пассивной).

Элита возникает "объективным" образом. Организация общества приводит к укрупнению. А руководство такими организациями не может осуществляться рядовыми членами. Так возникает элита.

Но почему элита будет обладать ожидаемыми исключительными качествами?
Не должна.
Но может.

А если она будет обладать исключительными с точки зрения глупости и злодеяний качествами?
Тогда - революция?

Сущность революций

Сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.
В ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших.

Примечание.
Есть два класса теорий, объясняющих революции.

Один класс теорий объясняет исходя из некоторых законов истории. Типа - иного не дано. Одна из таких теорий - исторический материализм, гегелевский "план провидения". Но не только... Такие законы называют трансисторическими: они стоят вне истории, но направляют ход истории.

В противовес трасисторичности выдвигает второй класс теорий, определяющий ход истории мерой глупости и злодеяний элиты в соответствие с законом перехода количества в качество.

Второй класс теорий исходит из случайности события, обозначаемого как "революция". Для этого есть даже термин - "контингенстность революций", в смысле случайности события есть, революция могла произойти, но и могла не произойти.

Человек по свой природе не может без построения причинно-следственных цепочек, нарратива, по меткому определению Талеба (Черный лебедь). Поэтому второй класс теорий трудно воспринимать. В самом деле, как можно допустить что не было никакой причина для свершения революции, а было лишь специфическое сочетание обстоятельств. Обстоятельств, трактуемых как сбой, аномалия, дезинтеграция, расстройство дел. Конечно, каждое из обстоятельств имеет свои причины, но это частные причины. Частные, по отношению к общему событию - "революция". Хотя и в этих теориях присутствуют общие причины, например, такие как глупость элиты и расстройство рутинной жизни среди "неэлитных" слоев - от низов до примыкающих к элите прослоек.

Как не удивительно, Ленин в октябре мыслил революцию как событие: "вчера было рано, завтра будет поздно". А он, все-таки практик революции, в отличие от Маркса и Энгельса.

Яд для правящей элиты


Историк А.Тойнби считал одним из худших заболеваний цивилизации – когда правящая элита, стремясь оглупить массы, сама отравляется своим ядом и даже начинает верить в мифы, с помощью которых она дурачила людей.

Художественно


Опасайся, собрат мой, войти в большое доверие или слишком откровенно подольщаться к тем, чья власть в перстне, а сила в свисте сабли. Такие всегда окружены людьми, толпящимися вокруг них не из любви и не по убеждениям, а лишь потому, что нет другого выхода. Выхода же нет потому, что у них то ли пчела спрятана под шапкой, то ли масло под мышкой, - одним словом, что-то есть за ними такое, за что теперь приходится расплачиваться, а их свобода посажена на цепь, поэтому сами они готовы на все. И те, что наверху, те, что всеми правят, хорошо это знают и используют в своих целях. Так что смотри, как бы тебе не оказаться без вины виноватым и не попасть в такую компанию. А это может случиться, если начнешь их слишком расхваливать или льстить им, выделяясь из окружающей толпы: они отнесут тебя к таким же злодеям и преступникам и будут считать, что честь твоя запятнана и что все, что ты делаешь, делаешь не по любви и вере, а по необходимости, для того чтобы расквитаться за свое беззаконие. Таких людей по праву никто не ценит, их пинают ногами, как бездомных псов, или вынуждают делать нечто похожее на уже сделанное ими...
Милорад Павич. Хазарский дневник.
***

Если же к вопросу подходить с научной точки зрения, то следует обратиться к компетентным источникам.

Например, кратко и емко изложено в Как формируются элиты: теории элит Моска, Парето и Михельса, Ашин Г.К., доктор философских наук.

А именно:
  • Теория элит Гаэтано Моска. Во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством. Вхождение в состав правящего класса обусловлено способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), интеллектуальным, моральным и материальным превосходством.
  • Теория «циркуляции элит» Вальфредо Парето. Ввел термин «элита». Парето в элите выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Революции - лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.
  • «Железный закон олигархичеких тенденций» Роберта Михельса. Сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.
  • Современные концепции элитаризма. Ведущие - макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный подходы.
    • Макиавеллистский подход: представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике.
    • Ценностный подход (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев). Элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе.
    • Структурно-функциональный подход (Г. Лассуэлл, С. Липсет). Выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур.
    • Либеральный подход к формированию элиты (Й. Шумпетер, Ч. Миллс). Демократия как новый способ рекрутирования: конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий