суббота, 4 мая 2019 г.

Бережливое производство - черты?

Бережливое производство довольно привлекательная "рекламная упаковка", или что-то особенное?
Есть, есть особенное...

Посмотрим, что по этому поводу написал Дональд Tэппинг (Donald Tapping) "Основные принципы бережливого производства" (http://www.elitarium.ru/berezhlivoe-proizvodstvo-princip-zatraty-poteri-produkciya-izgotovlenie-hranenie-zapas-sebestoimost-sistema/ ).

Это вполне может сойти за определение.
Систему считают бережливой, если работающие в ней люди стремятся исключить действия, не добавляющие потребительской ценности, или потери.
Основные приемы и инструменты бережливого производства.

Основные идеи бережливого производства:
  • общие принципы снижения производственных затрат;
  • семь источников потерь, которые могут присутствовать в работе предприятия;
  • принцип организации работы «точно вовремя»;
  • три фазы внедрения бережливого производства;
  •  вовлечение всех сотрудников и «визуальный» офис.
Общие принципы снижения затрат

Традиционный подход к ценообразованию - установление отпускной цены на продукцию путем определения себестоимости ее изготовления и добавления к ней некоторой величины прибыли, исходя из принятой на предприятии нормы рентабельности.

Философия бережливого производства (исповедуемая корпорацией Toyota) - цены на продукцию предприятия диктуют рынок; объектами управления со стороны компании могут быть только себестоимость продукции. Поэтому в центре внимания должно быть сокращение внутренних затрат предприятия.

Прибыль исходя из данной философии вычисляется как разница между ценой рынка и себестоимость ее изготовления, а не путем установления нормы рентабельности.
Отсюда следует, что основной путь к максимизации прибыли заключается в сокращении потерь при изготовлении продукции.

Семь источников непроизводительных затрат и потерь

1. Перепроизводство. Изготовление лишнего количества продукции или преждевременное ее изготовление до возникновения реального спроса.

Для устранения потерь, обусловленных перепроизводством, требуется
  • разрабатывать технологические процессы таким образом, чтобы предыдущие операции надежно обеспечивали последующие;
  • устанавливать производственные нормы и стандарты для каждого рабочего места процесса;
  • предусматривать сигналы, предотвращающие преждевременный запуск производства.
2. Ожидание. Любое ожидание — людей, документов, оборудования или информации — это всегда потеря.

Для устранения данного вида потерь требуется:
  • проанализировать, какие подписи на документах действительно необходимы, ликвидировать все лишние и стандартизовать новую процедуру;
  • обучить сотрудников смежным профессиям, чтобы они могли подменять друг друга;
  • равномерно распределить рабочие нагрузки в течение дня, с тем чтобы оптимально использовать имеющиеся трудовые ресурсы;
  • обеспечить производство всем необходимым оборудованием и своевременными поставками покупных изделий и материалов.


3. Чрезмерная обработка. Лишними считаются те операции, которые не нужны потребителям, не желающим переплачивать деньги за их выполнение.

Для устранения данного вида потерь требуется:
  • проанализировать все работы, создающие добавленную ценность, оптимизировать или устранить все лишние операции;
  • определить, какие согласующие подписи на документах действительно необходимы, а все лишние ликвидировать.
4. Избыточные запасы.

Для устранения данного вида потерь требуется:
  • производить на каждом участке или рабочем месте только то количество продукции, которое требуется потребителям, находящимся ниже по ходу производственного потока;
  • стандартизовать планировку производственных участков и их загрузку;
  • обеспечить поступление всего необходимого на последующие участки производственного процесса точно в назначенное время и не допускать задержек с дальнейшим продвижением материалов по производственному процессу.
5. Лишние движения. Любое движение, не требующееся для успешного выполнения рассматриваемой операции, является потерей.

Для устранения данного вида потерь требуется:
  • стандартизовать папки для документов, выдвижные ящики и шкафы по всему офису, как можно шире применять цветовое кодирование,
  • располагать файлы (с документами на столах или электронные в компьютерах) таким образом, чтобы облегчить обращение к ним,
  • располагать офисное оборудование общего пользования в центральной части офиса, приобрести дополнительное оборудование, чтобы сократить количество передвижений сотрудников по офису.
6. Потери от дефектов, или переделки.

Для устранения потерь от дефектов требуется:
  • ввести стандартизованные методы работы и формы офисных документов;
  • разработать и внедрить вспомогательные средства, облегчающие работу.
7. Транспортировка. Перевозки на расстояния, большие, чем это необходимо, или создание временных мест размещения, хранения и складирования, лишние перемещения с места на место материалов, людей, информации или документов — все это ведет к потерям времени и энергии.

Для устранения потерь, обусловленных лишними перевозками, требуется:
  • максимально сокращать расстояния любых перевозок;
  • ликвидировать все места временного хранения или складирования материалов.
Принцип «точно вовремя» («точно-в-срок», (just-in-time — JIT)
Принцип «точно вовремя» составляет основу любого бережливого производства. Его соблюдение гарантирует поступление на каждый последующий процесс в потоке ценностей:
  • только тех элементов работ, которые необходимы;
  • именно в тот момент, когда это требуется;
  • точно в тех количествах, которые в этот момент действительно необходимы.
Идеальное состояние процесса характеризуется его способностью выдавать очередное изделие или заготовку в тот момент, когда потребитель использовал единицу данного изделия (т.е. оно вытягивается последующей операцией). Такой процесс часто называют вытягивающей системой или системой, основанной на спросе, в отличие от принятой в настоящее время на большинстве производств выталкивающей системы, в которой изделия или заготовки перемещаются по производственному процессу партиями, независимо от реального спроса на них.

Три фазы внедрения принципов бережливого производства

Три основные фазы реализации концепции бережливого производства: 
  • изучение спроса, 
  • обеспечение непрерывности потоков ценности
  • сглаживание потоков ценности.
Визуальный офис

Визуализация офиса подкрепляет реализацию принципа всеобщей вовлеченности работников и включает следующие действия:
  • выделение места для общения между сотрудниками, где те могут обмениваться идеями относительно совершенствования в той сфере деятельности, в которой они заняты;
  • организация системы поддержания визуальных стандартов и требуемых уровней чистоты и порядка на рабочих местах (система 5S);
  • создание небольших групп работников с постоянной ротацией членов групп в интересах непрерывного повышения эффективности работы.
Преимущества визуализации офиса заключаются в следующем:
  • она способствует улучшению коммуникаций внутри подразделений;
  • позволяет посетителям сразу видеть, чем занимается данное подразделение;
  • развивает у работников чувство гордости за свое подразделение;
  • наглядно иллюстрирует процесс непрерывного совершенствования работы подразделения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий