вторник, 11 июня 2019 г.

Элиты и Власть

Понятие "элита" вызывает жаркие споры. В широком смысле элита - это некоторая совокупность, обладающая лучшими свойствами среди своих представителей более широкого класса представителей. Так возникают элиты в различных областях деятельности: музыкальная элита, научная элита и так вплоть до элит грузчиков и элит сантехников.

В узком смысле же смысле элита - это общность, наделенная властью. Трактовка обосновывается О.В. Крыштановской. Но чтобы разобраться с власной элитой, стоит разобраться с отношением общности "элита" и властью, а также с конфигурациями, которые образуют власти, общность и подструктуры этой самой общностью.
Для того чтобы разобраться с этим, воспользуемся работой О.В.Крыштановской "Современные концепции политической элиты и российская практика".

Власть - откуда это?

К.Маркс выводит власть из экономического господства: господствующий класс являясь классом собственников, формирует власть.
Г.Моск, нооборот, считает что власть формирует элиту, а экономическая стратификация является вторичной.
Этого водораздел пролегает в области: что первично - экономика или власть.  В зависимости от этого имеет: экономический анализ или элисткий анализ.

Такая дихотомия попахивает излишним редукционизмом и не очень привествуется с точки зрения системного подхода. Поэтому Крыштановкая предалагает синтез в духе "диалектического противоречия": "... в определенные периоды или в определенных обществах превалирует либо экономические, либо политические факторы".
Далее, общества, в которых доминирует или доминировал экономический фактор и рационализм, называют "западными". Соответственно, оппозитные им - восточные общества. В восточных обществах превалируют патримониализм и политические факторы. Тем не менее, и западные общества, и восточные общества не могут существовать, придерживаясь лишь "одной крайности". Так восточные общества, с тем чтобы выжить в борьбе, вынуждены развивать рынок (маркетизация) и процессы управления обществом (демократизация). И наоборот. Так возникает ситуация и понятие - "политический капитал".

Само понятие "политический капитал" содержит в себе политическое и экономическое и тем самым мы можем предположить, что при определенных условиях можно обменивать одно на другое. Техники же трансформации зависят от условий и прежде всего от типа общества.

В восточных обществах главным видом капитала является капитал политический. Политический капитал в этом случае приносит доход и является гарантом богатства. Размер же дохода зависит от места в политической иерархии. Также отметим, что в таких обществах экономическое развитие определяется политикой, а обладающие властью определяют приоритеты экономического развития.

В западных обществах приход во власть возможен только после получения определенного уровня благосостояния. Приоритеты экономического развития в таких обществах определяются потребностями и процессами экономической модернизации.

Примечание. Россия по-видимому представляет собой пример "колебательной" системы: периодически периоды политической симуляции сменяется периодами экономической модернизации. Возможно, когда нарождающаяся буржуазия угрожает целостности государства, осуществляется переход к политической симуляции.

Общество можно классифицировать (или стратифицировать) по разным основаниям.
Если основание "политика", то политическая стратификация выделяется "политический класс", имеющий власть, и "народ". То есть, правители и управляемые.
Если основание "экономика", то максизм определяет понятие класса и "правящий класс" и пролетариат.

В обоих стратификациях мы имеем противоречие между правящим классом и "народным классом". Правящий класс присваивает себе все ресурсы: экономика полностью подчиняетс задачам правящего класса и становится зоной администрирования.

Примечание. А почему должно быть по другому? Почему правящий класс не должен эксплуатировать власть?

Администрирование в конце концов приводит к перегрузке государства: невозможно контролировать все и везде просто в силу огромного числа элементов. А так как администрирование подавляем механизмы саморегулирования, но неизбежным становится хаос, как реальность и как наказание.

Так как правящий класс стремится к увеличению власти и ищет механизмы обеспечения устойчивости власти при одновременном сохранении администрирования, то он их и находит. Одним из таких механизмов является организация центров власти. В частности, такими центрами власти являются ветви власти, - законадательная, исполнительная, судебная. В этом случае имеет значение независимость ветвей власти. Центров власти может быть больше. Такое государство называется полиархией (сравните с монархией).

Индивидум в политике. Это место, которое индивидум занимает в государственной машине. Вне государственной машины индивидум - ничто. Отсюда стремление политической элиты к наследованию власти и приватизации государства. Патримониальное государство - это осуществленные приватизация и наследование власти.

Власть, она для всех является желанным. И борьба за власть - неизбежна. Политические партии легализуют борьбу за власть и вводят ее в цивилизованное русло. Парламентские партии имеют статус, позволяющий включить их в состав государтства. В ином случае, партия покидает политическую арену.

Еще одна форма организации, позволяющая включиться в борьбу за власть, - политические корпорации. Цели политической корпорации - увеличение капитала в политической или экономической форме. Но политические корпорации связаны контролем со стороны верховной власти: контролем за деятельностью и прибылью корпораций. Контроль проводится за счет стратегического ресурса - легитимного насилия и инструментов его осуществления (армия, правоохранительная система, спецслужбы).

Согласно Т.Парсонса власть в политике играет ту же роль, что в экономике - деньги.
В этом случае власть из атрибута превращается в ресурс.

Власть, как ресурс, производится социальной системой (сравните - богатство производится экономической организацией).
Ресурсы власти могут быть стимулирующими или репрессивными.

Властны ресурсы связаны с функциями, - экономическими, военными, информационными, управленческими.

Управленческая функция соответствует управленческому ресурсу, - возможности организовать любой процесс. Управленческий ресурс также называется административным ресурсом.

Использование ресурсов власти образует кумулятивное неравенство, выражающееся в том, что контроль над одним ресурсом ведет к контролю над другими видами социальных ресурсов.

Так как политический класс владеет ресурсами, то для оправдания неравенства нужно идеология. Создание идеологии является функцией и ресурсом власти: необходимо легитимировать политическое и экономическое неравенство, гарантировать сохранение существующей системы распределения власти, привилегий и собственности.

Если есть ресурсы (власти), то есть и обмен властными ресурсами. Именно наличие обмена ресурсов и является основанием понятия "политический капитал" и основанием существования политического рынка.

Политический рынок разделен на два сектора: инсайдерский (обмен между обладателями политического капитала) и аутсайдерский (обмен с "народом").
На инсайдерском рынке помимо обмена властными ресурсами в обмене участвуют еще два сущности-отношения: "лояльность" и "преданность". В инсайдерском секторе удачная сделка обмена ресурсами сопровождается карьерным ростом.
На аусайдерском рынке - "политическая поддержка" и "лояльность", обмениваемые на привилегии.
Должность дает инсайдеру базовый капитал, иначе, формальный капитал. Неформальный же капитал приобретается: благодаря компетентности, коммуникативным способностям, интуиции, а также благодаря стечению обстоятельств. Однако без формального капитала, - должности, - неформальный капитал не существует. Поэтому должности на инсайдерском рынке является дефицитом.

"Политическое" может быть описана с помощью страт. Хотя и используется понятие "политическая сфера", но с точки зрения геометрии - это "политическая пирамида".
С точки зрения "политического влияния и участия" Р.Патнэм выделяет пять политических страт (перечисление от вершины к основанию):

  1. Политики, принимающие решения.
  2. Влиятельные лица, включая тех, кто формирует общественное мнение.
  3. Граждане, принимающие участие в политике, партийные активисты, средняя бюрократия.
  4. Электорат.
  5. Политически пассивная часть населения.
Другое деление политического класса состоит в следующем. Политический класс состоит из
  • бюрократии - назначаемых начальников (чиновников),
  • электрократии - избираемых начальников (чиновников),
  • легислократии - депутатов.
Тем не менее, образ пирамиды присутствует. А у пирамиды есть верхушка. 
Верхушка пирамиды составляет элиту.
Элита - это группа, обладающая максимумом власти.

Более развернутое определение дает О.В.Крыштановская.
Элита - это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня. Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в то же время является источником ее пополнения.
Согласно этому определению элита выделяется только по функциональному признаку, исключая все ценностные суждения. То есть, элита это не группа "лучших", это не группа, образуемая согласно достоинств их членов. В элиту могут входит всякие достоинства, от положительных до отрицательных, признак же выделения один - максимум власти.

* * *


Иерархия подчинения и господства - не функциональная организация. Это - статистическая последовательность компромиссов, сделанных каждым индивидуумом в его соперничестве за продовольствие, партнеров и прочие ресурсы. Каждый компромисс адаптивен, но не статистический итог.
Джордж Вильямс. "Адаптация и естественный отбор".

По Джону Мейнарду Смиту - Господство и подчинение - две генетически заданные стратегии, причем успех каждой зависит от их относительной частоты.

Ч.Дарвин
презрение, надменность, неуважение и отвращение выражаются многими способами - выражением лица, жестами и они одинаковы во всем мире.

Гордый человек показывает ощущение своего превосходства над другим, держа голову и тело выпрямленным.

Доминирующий самец шимпанзе, как и доминирующие приматы вообще - ходят напышенно, гордо и экспансивно. Поклон же выражает подчинение.






Комментариев нет:

Отправить комментарий