пятница, 6 апреля 2012 г.

Управление знаниями

Сейчас я занимаюсь темой "управление знаниями".
Интересная связь с теорией ограничений, но об этом не буду...

Управление знаниями сейчас пытаются затянуть под себя HR-директора, а вообще этим раньше занимались люди по информационным технологиям. Те, кто конструировал экспертные системы, те, кто занимался системным анализом, те кто называл себя кибернетиком, те кто считал своей специализацией информатику.

Вопрос оказался запутанным, сижу распутываю.
Так я сейчас в погрузил как водолаз в эту тему, на всплытие нужно время. 
Если получится что-то перспективное - то будет статья. Если нет, то вернусь обратно к примерам из теории ограничений: зачем всё знать, если достаточно знать узкое место (бутылочное горлышко)

Ключевые вопросы:

1. человеческий капитал, интеллектуальный капитал - что это с позиции нормального менеджера, а не преподавателя академии при Президенте?

2. управление знаниями - это мода? попытка HR-директоров повысить свою зарплату и значимость? или это удел ИТ-директора (ведь базы данных в его руках)? или нужно вводить специальную должность директора по управлению знаниями?

3. почему раньше обучение персонала, бизнес-тренинги, корпоративные вечеринки были просто "тусовками" с эффектом 10%, а сейчас это вдруг стало управлением знаниями?

4. с какой размера фирмы стоит заикаться об управлении знаниями?

5. управление знаниями - это капиталовложения (инвестиции) в создание человеческого капитала? Если да, то стоит ли учитывать эту стоимость в составе основного капитала и списывать по мере увольнения, начислять по мере обучения (типа как модернизация компьютера), амортизировать исходя из темпов устаревания полученных знаний? - вот простор для бухгалтерского учета!

6. Так как знания находятся в головах и из головы их не вычеркнуть, а то, что находится на бумаге или в базах данных - это просто данные (просто очень хорошо структурированные данные, позволяющие отвечать на вопрос, "что если...?"), то как учитывать знания в головах (например, ввести единицу измерения типа ЕГЭ) и структурированные данные в базах - отмечать в листках учета в отделе кадров?

8. Для знаний, носителем которых является документ (бумажка или электронный файл) будет ли перекладывание бумажек и переписывание файлов управлением знанием? А зачитывание вслух всему отделу - это управление знанием? А регистрация документов в реестре входящих - это управление знаниями?

7. Если управления знаниями - инвестиции, то как считать отдачу на инвестиции или это будет такая же туманная методика как ТСО (совокупная стоимость обслуживания) вычислительной техники?

8. какие сведения следует считать знаниями? В самом деле, все и так знают, что на работу нужно приходить вовремя. Что же это получается - что если мы напечает инструкцию и проведем инструктаж - это будет управление знаниями?

9. Синоним "управлению" повелевание". Не глупо ли звучит - "повелевание знаниями"? Как будто знания стаи летучих мышей, сов или облаков?

"Сова Минервы совершает свой полет в сумерках".
Это так образно сказал Гегель о философии.

-----
Послесловие 1.

Если кто-то знает и умеет, то он делает.
Если кто-то знает, но не умеет, то он учит.
Если кто-то не знает и не умеет, то он руководит.

-----
Послесловие 2.

Знание согласно изотерики стоит по ценностной шкале выше денег.
Знание (добра и зла в частности) было сокрыто от первого человека. А чего скрывать то было? Потому что наивысшая ценность?
До Адама богу Прометею печень всю проели орлы (или орел - но это не важно) за то, что он знание вручил людям.

Что же это получается?
Управляющий знанием обречен? На больную печень, на изгнание из рая, на участь мага и волшебника? (хотя бы понятно почему колдунам проход в рай заказан! и почему это богопротивное дело)

И не является ли претензия на управление знанием заявкой на управление Богом?

Б-ррр!



---------------------------------------------
Чарльз Сноу, конец 1950-х.
Дивергенция гуманитарной и естественнонаучной культур:
представители данных культур плохо понимают друг друга, а порой и с презрением относятся к чужим.

Было, было такое явление: спор физиков и лириков.

Сегодня появилась еще одна культура: бизнес-культура.
И дивергенция приобрела векторный, а не скалярный характер: вместо одной компоненты (одной ненависти) имеется повод для трех компонент взаимной вражды, трех коалиций и еще трех компонент вражды коалиции против изгоя.
Например, гуманитарная и естественнонаучная культура объединяются и враждуют против бизнес-культуры.

Итого 6 взаимодействий, шесть пламенных блогов.
Есть повод веселиться!

Напомним, что варварство – это пренебрежение чужой культурой.
Итогом дивергенции на формальном уровне имеем рост варварства.
Это прогресс?

Цитата
Понятие прогресса служит защитным механизмом, отгораживающим нас от будущего. Фрэнк Херберт. Дюна.


Раз рост – значит прогресс.
А что еще может значить слово «прогресс»?!

----
Явление дивергенции хорошо проявилось на уровне понятия знания.
Гуманитарии в лице выдающихся философов исследуют знание в рамках эпистомологии и гносеологии.
Технари работают со знаниями в рамках информатики и кибернетики, а также в рамках дисциплин под общим названием "Компьютер сайнс", в рамках темы искусственного интеллекта.

И вот к ним на уровне бизнес-культуры подключились НАЧАЛЬНИКИ ОТДЕЛОВ КАДРОВ (извините, HR-директора) с темой "Управления знаниями".
И уже костёр разгорается...

Комментариев нет:

Отправить комментарий