вторник, 10 апреля 2012 г.

Общие допущения о поведении потребителя

 Общие допущения о поведении потребителе (по Куртис Итону и Ричарду Липси (1992)):

«Потребители воспринимают различия между продуктами как реальные, но могут НЕ ЧЕТКО представлять, являются ли продукты близкими заменителями».

«Вкусы выявлено варьируют между потребителями, потому приобретение различными потребителями различных наборов различных продуктов и их отличия не могут быть полно обоснованы РАЗЛИЧИЯМИ В ИХ ДОХОДАХ».


Различные потребители имеют различные требования к параметрам продукта.
Требования к параметрам продуктов называются ВКУСАМИ потребителей.

В рамках решения задач анализа сегментации рынков и дифференциации продуктов вкусы переобозначаются как АДРЕСА в некотором пространстве вкусов.
Продукты, или же товар, определяется АДРЕСАМИ, так что операции с адресами в пространстве вкусов делает набор продуктов бесконечным.

Вкусы и предпочтения потребителей содержательно разные понятия.
Вкусы – это требования покупателя к параметрам товара, которые определяются способом использования товара.
Предпочтения определяются излишком или выигрышем покупателя на множестве рыночных продуктов, а именно, что выигрывает покупателей от приобретения, имея иные альтернативы.

Подобный подход был основан Х. Хотеллингом (1929 – адресные модели) и им исследовались вопросы:
• расположение адресов покупателя и продавца (ОБОСНОВАНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ МАГАЗИНА),
• конкуренция фирм ценами и АДРЕСАМИ (то есть разнообразием в нашем случае),
• наличие косвенных издержек рыночного обмена на стороне покупателя (потери покупателя в случае, если он не может найти подходящий ему товар).
Проблема оптимального разнообразия рассматривается в двумя типами моделей:
• модели дифференцирующие товар горизонтально и оперирующие понятием разнообразие (variety),
• модели, дифференцирующие товар вертикально и оперирующие понятием качество (quality).

Четких определений качества и разнообразия нет, но принято следующее операционное правило:
1. Если параметры продуктов отличаются только вертикально (по качеству), то при одинаковых ценах все покупатели одинаково ранжируют предпочтительность продуктов.
2. Если предпочтительность товара при одинаковых ценах у различных покупателей различна, то мы имеем горизонтальное отличие товаров, определяемое различием вкусов покупателей.

Каждый покупателей несет транзакционные издержки рыночного обмена.
Откуда они возникают?
Причины следующие:
1. Товар не полностью соответствует вкусу и требует адаптации.
2. Товар находится в магазине и туда нужно ехать (издержки доставки).
3. Полезность товара зависит от эффективности индивидуального использования продукта (эффективность индивидуального использования в подходах Муссы и Розена трактуется как «интенсивность вкуса»)

При анализе поведения потребителя принимается, что в зависимости от типа продукта и его назначения покупатель может включать в рассмотрение.
1. основные потребительские характеристики товара
2. эстетические характеристики или признаки моды (внешний вид, товарная форма, дизайн)
3. географическая удаленность
4. эксплуатационные характеристики: надежность, долговечность, технологичность использования, ремонта, хранения, утилизации
5. сопровождение: гарантии и дополнительные услуги
6. характеристики ожидания качества продукта, доверия к производителю и продавцу, связанные с асимметрией (незнанием покупателем) информации о продукте
7. затраты поиска

Данные характеристики распределяются в экономических моделях следующим образом:
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ – связаны с распределением вкусов в пространстве – 1-3
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – качество продуктов – 4-5
ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПОКУПАТЕЛЯ – связаны с фактором неопределенности и отсутствием надежной информации.

А вот теперь определите маркетинговую стратегию с учетом горизонтальных, вертикальных характеристик товара и транзакционных издержек покупателя!

Чем определяются вкусы? Мамой/папой, школой, культурой, короче средой.
Можно ли влиять на них? Навряд ли.
Под них (под вкусы) придется подстраиваться.
Отсюда маркетологи и "мечутся" с портретом своего покупателя.
Таким образом, определив потрет покупателя, мы зададим ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ характеристики продуктов.

Вертикальные характеристики зависят от поставщика или, если мы рассматриваем производителя, то от конструкторского и дизайн-бюро, от технолога.
И все.

На производстве, если маркетолог хочет продуктивно поучаствовать и быть полезным, ему придется быть немного конструктором, немного дизайнером, немного технологом.
И ему придется овладеть двумя-тремя профессиями.

А вот где маркетологу есть порезвиться, так это в ТРАНЗАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖКАХ ПОКУПАТЕЛЯ.
Фактор неопределенности, формирование ассиметрии информации у потребителя – это благодатное поле для рекламы, для упаковки, для акций, для всякого бла-бла.

А для формирования портрета покупателя, то есть для изучения вкусов лучше привлекать женщин. Во-первых, им от рождения присуще чувство вкуса вообще (я не говорю о качестве вкуса, я говорю об умении его видеть). И во-вторых, женщин довольно легко опросить и вызвать на откровенность с помощью следующего приема:
"Когда нужно допросить несколько женщин, лучше их собрать вместе. Каждая будет стараться так превзойти остальных, что непременно раскажет больше, чем собиралась. Проблема лишь в том, чтобы не сойти с ума от этого гвалта. Макс Фрай"

Комментариев нет:

Отправить комментарий