четверг, 15 августа 2013 г.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ТОВАРА - КРАТКОСРОЧНЫЙ УСПЕХ И ДОЛГОСРОЧНОЕ БАНКРОТСТВО

Жизненный цикл товара – это одно из понятий маркетинга. 
Любой товар проходит фазы рождения, подъема, 2 фазы зрелости (раннее и позднее большинство) и фаза упадка. 
Пример за 100% все продажи товара на протяжении его жизненного цикла. 
Тогда мы может определить, хотя бы экспертно, процент продаж, приходящихся на каждый этап жизненного цикла. 
http://marketolog.biz/index.php?pid=87 
 
Для определенности пример, что 
• фаза рождения (новаторы) – 2,5% клиентов, 
• фаза подъема (последователи) – 13,5% клиентов, 
• фаза ранней зрелости (раннее большинство) - 34% клиентов, 
• фаза поздней зрелости - 34% клиентов, 
• фаза упадка - 16%. 
Основную долю продаж приносит фаза зрелости и в этот момент товар должен быть ярко представлен на экспозиции и быть в наличии. 

Предположим, что Вы ограничены местом и ресурсами и можете разместить только 4 вида товара. Форма и длительность жизненного цикла этих товаров одинакова, а различия несущественны. 
Допустим, что в свое время мы разместили 4 вида товаров, прошли стадии рождения, подъема, доросли до зрелости и обнаружили ну не то что падение, а отсутствие подъема продаж. А потом стала явственно приближаться фаза упадка. И мы, даже не осознав, а почувствовав, что что-то неладно - бросились искать новинки. 
Нашли, выставили, радуемся. Но новинка не может «выстрелить» сразу, она должна сначала найти своих новаторов – а это только 2,5%*4 = 10% продаж. 
Но как же! Мы забыли или не знали о жизненном цикле и сразу надеемся получить отдачу, что-то около 25% продаж от старого аналога. 
А такого не бывает! 
А что же в итоге? 
В итоге мы получаем стагнацию продаж по старым товаром и никакого роста по новинкам! 
Это закономерно! 
Но мы виним коммерческие подразделения, маркетологов, бренд-менеджеров, про себя считая всех их тупыми недоумками, не умеющими правильно выбирать товар. 
Бывает и хуже. По принципу – «надо что-то делать!» - увольняем маркетологов, снимаем с продаж товар, нанимаем новых маркетологов и те тащат другие новинки. 
И опять попадаем в ту же ситуацию (описанную выше) – всего 10% продаж. 

А что надо было делать согласно «правильного» сценария? 
А надо было просто дождаться покупателей новаторов, дать им распробовать новинки, а те уже разнесут инфу по последователям. 
Но на это нужно время! Нужно терпение. 
Последователи, глядя и слушая новаторов соберутся, придут, купят и еще дадут по 13,5%. 
И опять нужно время! 
А за последователями в игру вступит раннее большинство. 
Тут уже будут видны успехи. 
А потом подтянется и позднее большинство - отстающее консервативное большинство. 
Вот правильный сценарий построенный на основе концепции жизненного цикла товара. 
А что вместо этого. 
Вместо этого, мы просто «пилим сук, на котором сидим», лихорадочно переставляя людей, товар, идеи, экспозиции, бренды, поставщиков. Вместо того, что набраться чуть терпения и дождаться успеха. 

ТО ЕСТЬ 
Понимание жизненного цикла позволяет выстроить ассортимент с учетом сроков и максимизировать маржинальную прибыль. 
Ибо в примере с 4 видами товаров мы должны иметь 
• Один вид товара в стадии рождения. 
• Один вид товара в стадии подъема 
• Два вида товара в стадии зрелости 
Как мы видим, что-то не хватает еще одной категории на стадию упадка. Но об этом не надо беспокоиться – всегда найдется аутсайдер. 

Рассуждаем дальше. 
Глядя на наше деление, мы начинаем понимать, что появляется норматив на разнообразие товарного ассортимента с точки зрения концепции жизненного цикла 
Товар в стадии старости определяем термином «ликвидация», а на его месте уверенно выставляем новинку, которая терпеливо и без риска для денежных потоков компании ждет новаторов. Новаторов, то есть тех, кому нравится только новое. Они распробуют, расхвалят, расскажут другим и эти другие станут последователями. А уж потом остальная масса начнет копировать последователей. 

К сожалению, «тормозов» примерно 45% от всех покупателей. 
Как образно заметил один из американских маркетологов, что большинство клиентов не будет ничего менять. Если бы сейчас мобильные телефоны продавались с вращающимся диском, то 45% продаж мобильных телефонов было бы с вращающимися дисками – никому из «тормозов» не нужен татч-скрин! 

Таким образом, отсутствие понимание жизненного цикла приводит 
• в долгосрочном плане к уверенному упадку торговли и уходу с рынка под напором более энергичных продавцов. 
• в краткосрочном плане ничего уверенно сказать нельзя. 

Остановимся на «краткосрочном плане». 

Рассмотрим некоторый интервал времени, сравнимый с фазой жизненного цикла для наших гипотетических 4-х видов товара. 
Мы утверждает, что правильно подобранный «в долгосрочном плане» ассортимент с учетом жизненного цикла дает не более 90% потенциала всех продаж в расчете на одну фазу. 
В самом деле 
• Новинка – 2,5% 
• Подъем – 13,5% 
• Ранняя зрелость – 34% 
• Поздняя зрелость – 34% 
Итого – 84%! 

Но если в составе ассортимента будут все товара, жизненный цикл которых приходится на фазу зрелости, то мы вроде бы получим 136% потенциала продаж в расчете на одну фазу. 
Как же так? 
Получается, что мы как бы теряем 52% потенциала! Или пренебрегаем 38% от возможного максимума продаж! 
В краткосрочном плане вроде бы так. 

А долгосрочном плане? 
Предположим, что одновременно все три вида товара перейдут в фазу упадка! Тогда сразу же мы перейдет от 136% потенциала к всего 40% (4 вида товара по 10% в фазе упадка), что соответствует всем товарам в фазе упадка. 
Тут же бросимся за новинками, выставим их и упадем еще ниже – 10% потенциала (4 вида товара в фазе новинки). 

Вот так-то. 
Этот пример может демонстрировать тот самый экономический эффект обедняющего роста. 
То есть, пренебрегая стабильными долгосрочными 84% потенциала продаж ради 136% потенциала в краткосрочном максимуме мы скорее всего успеем получим нужные бонусы, но потом то что делать? 
Конечно есть варианты. У топ-менеджера – найти другую фирму, у владельца – продать бизнес в точке максимума. Если же чуть повременить, проявить нерешительность, пожадничать при продаже бизнеса, в итоге придется прикрывать торговлю. 

Итак, возникает вопрос. 
И это именно стратегический вопрос, независимо от того, имеет фирма стратегию или не имеет. 
Итак вопрос: «Сколько жить собираемся?» 
Если жить собираемся жить полгода – то понятие жизненного цикла не нужно. 
Если дольше – то пренебрежение понятием жизненного цикла является проблемой, неправильное решение которой приводит к смерти бизнеса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий