суббота, 17 августа 2013 г.

Польза от ERP

При правильно проведенном внедрении ERP-системы компании могут добиться действительно значимых результатов, например: 
- снижения операционных и управленческих затрат на 15%; 
- экономии оборотных средств на 2%; 
- уменьшения цикла реализации продукции на 25%; 
- снижения коммерческих затрат на 35%; 
- уменьшения дебиторской задолженности на 12%; 
- увеличения оборачиваемости средств в расчетах на 25%. 

Анализ исследований эффективности использования ERP-систем проведен маркетинговой службой Консультационной группы АТК. 2002 год. Результаты здесь 
Терехов А. Как оценить эффективность внедрения ERP-системы // Финансовый директор. №1. 2003.http://www.fd.ru/reader.htm?id=1373 

С другой стороны, По информации Американского общества по управлению производственными запасами (American Production and Inventory Control Society) [3] положительные результаты от внедрения КИС (стандарта ERP) в западных компаниях: 
- снижение транспортно-заготовительных расходов на 60%; 
- снижение задержек отгрузки готовой продукции на 45%; 
- уменьшение страховых запасов (уровень неснижаемых остатков на складах) на 40%; 
- снижение производственного брака на 35%; 
- уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат на 30%; 
- сокращение производственного цикла на 30%; 
- уменьшение складских площадей на 25%; 
- увеличение оборачиваемости товарноматериальных запасов на 65%. 

Источник. Петров М. Как подготовиться к выбору корпоративной информационной системы // Финансовый директор. — №9, 2002. http://www.fd.ru/reader.htm?id=1270 



Как оценить эффективность проекта реорганизации информационной системы компании? 
Как добиться максимальной отдачи финансовых вложений, направляемых в IT-сектор? 
Как рассчитать экономическую целесообразность IT-проекта? 

Конкурирующие концепции: 

- Показатели эффективности инвестиционного проекта (PP - период окупаемости, NPV - приведенный доход, IRR - внутренняя норма доходности, ARR - средняя норма доходности, PI - индекс прибыльности) 

- Совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO). Была разработана компанией GartnerGroup в 80-х годах XX века. От этого показателя отпочковывается показатель возврата инвестиций ROI=(Выгоды от внедрения системы - ТСО)/ТСО*100%. 

- Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA). Методика предложена компанией Stern Stewart & Co. О-о-о-чень навороченная! 

- Совокупный экономический эффект (Total Economic Impact, TEI) – гетерогенная методика, разработанная компанией Forrester Research. 

- Быстрое экономическое обоснование (Rapid Economic Justification, REJ) – методика, разработанная фирмой Microsoft. 

- Анализ выгодности затрат - CBA - cost-benefits analysis. Основывается на сравнении двух альтернативных вариантов - с использованием системы и без ее использования. В последнем случае подсчитывают возможные потери (opportunity cost), что открывает большие перспективы удачного обоснования необходимости проекта. 

Как видим, методик много, а вот ответа, признаваемого хотя бы на 51% в известных кругах (среди тех, кто платит деньги) пока нет. 

Постановка задачи 

Чтобы оценить эффективность ИТ-проекта, надо, как минимум: 

1. Определить реальную пользу, которая должна быть получена предприятием, его бизнес-процессами, изготавливаемыми продуктами и важнейшими заинтересованными лицами. 
2. Обозначить финансовые, кадровые и другие ограничения. И первым таким ограничением всегда является время, за которое должен быть достигнут эффект.
3. Определить степень соответствия получаемого эффекта желаемому. 
4. Определить уровень выполнения существующих ограничений. Если есть альтернативы - то для каждой альтернативы. 

После этого можно попытаться выбрать вариант ИТ-системы и оценивать его эффективность. 

As Is 

По данным опроса агентства CNews Analytics, самой распространенной проблемой ИТ-инфраструктуры в российских компаниях считается сбой серверного оборудования и нарушение удаленного доступа к сети (40%). 
Нa втором и третьем местах по «популярности» – повреждение данных (35%) и неслаженная работа информационной системы в целом (30%). 
В плане бизнес-проблем главные причины беспокойства – несовершенная техническая база (40%), а также трудности, связанные с организационной структурой (35%). 

***

А может достаточно просто этого.

Оценка отдачи от ИТ по пяти направлениям: 
- степень влияния ИТ на рабочие процессы; 
- степень согласованности стратегий ИТ и бизнеса; 
- надежность, гибкость и масштабируемость ИТ-архитектуры; 
- измеряемая экономическая отдача; 
- влияние на бизнес-риски. 

При внедрении ERP

При внедрении КИС (корпоративной информационной системы) или MIS (Management information system) следует понять 
- возрастет ли производительность труда (доходы делить на численность) 
- сократятся ли операционные затраты 
- изменится ли потребность в оборотном капитале (как в абсолютной сумме, так и в отношении к доходам, а лучше к переменной части доходов) 

Хорошую помощь может сослужить цепочка ценностей Портера, с помощью которой все процессы делятся на основные и вспомогательные. 
Основные процессы непосредственно управляют прямой себестоимостью дохода и потребительской ценностью продукта для покупателя. Вспомогательные не имеют прямой связи с созданием ценности. 

А теперь давайте поймем - какие процессы, основные или вспомогательные, мы автоматизируем. Если вспомогательные - то ожидать возврата на инвестиции довольно сложно, не говоря уже о том, как рассчитать этот самый эффект. 

Впрочем, главным эффектом автоматизации как основных, так и вспомогательных процессов является качественное изменение этих самых процессов. Причем "качество" может пониматься в двух смыслах. Во-первых, в гегелевском смысле как сущностная определенность "вещи", благодаря которой эта "вещь" отличается от других вещей. Во-вторых, как достижение некоторых показателей, определяющих количественно что такое "хорошо" в функционировании объекта. 

Качественное изменения проекта обозначает 
- либо появление некоторого нового свойства, которое до автоматизации было недоступно, 
- либо достижение такого уровня показателя процесса, которое раньше было недоступно. 

Качественное изменение процесса может быть как во благо, так и во злою 
Может сопровождаться вместе с ростом нужного показателя ухудшением других показателей, что в свою очередь несет потенциальное зло. 
Например, увеличение мощности связано с повышенной опасностью объекта: мощность может освободиться в виде разрушительного взрыва. 
Подумайте, сколько энергии запасено в водохранилищах и какие разрушения могут произойти в случае внезапного разрушения плотины. Это довольно просто посчитать, имея под рукой Википедию. Найдите формулу потенциальной энергии. Возьмите массу воды (для этого нужно объем водохранилища в Википедии, а плотность воды килограмм на литр). Далее в формуле высота - это высота плотины. Считаем по формуле, переходим в килоджоули. Далее смотрим сколько килоджоулей в тротиловом эквиваленте и рассчитываем сколько вагонов взрывчатки запасено в водохранилище. Можно потом перейти к оценке в атомных зарядах. 

В ходе автоматизации могут качественно улучшиться или возникнуть "конкурентные преимущества", исчезнуть слабости и угрозы. И это реализуется в прибылях. 
Хотя... 
А могут ухудшиться. Например, конкурентные преимущества реализуются в виде убытков. 

Информационные технологии - это инструмент, который доступен каждому. Доступен как товар. Но инструмент, который требует умелых рук. 
Мастер с этим инструментом сделает шедевр, остальные - дай Бог бы не убили б кого-нибудь по ходу... 

Еще один аспект автоматизации связан "уровнем рассмотрения": тактическим или стратегическим. Если внедрение решает тактические задачи, то расчет ROI выглядит "упражнением школяра". А вот стратегический аспект автоматизации позволяет выдвинуть серьезные основания для расчета ROI. Но и здесь не без изъяна. Своей "доли" в ROI потребуют и другие функциональные области - все ведь участвуют в реализации, почему же все успехи стратегии "автоматизаторы" приписывают исключительно себе? 

Для расчета удобной является формула 

ROI=(BENEFITS-TCO)/TCO*100%. 

BENEFITS - выгоды. 
TCO - совокупная стоимость владения. 

Если трудно оценить выгоды, то можно прибегнуть к менее надежному, но более наглядному методу - СВА (cost-benefits analysis). В этом случае нужно сравнить два альтернативных варианта: с применением системы и без нее. 
Разница вариантов и составит выгоды. 
Впрочем, это очень упрощенное представление метода CBA - поэтому пользуйтесь первоисточниками для понимания применения метода для проведения финансовых расчетов

Комментариев нет:

Отправить комментарий