вторник, 1 октября 2013 г.

Речь и выгода

Речь, и вообще коммуникация возникли как основа для совместных действий на охоте.
Но уж очень быстро их стали использовать по другому - для обмана.

Энергетически выгодно продемонстрировать способность к действию, нежели само действие. Причем не только выгодно, но еще и проще. То есть проще выгоднее рассказать, чем сделать.

А раз речь оказалась выгодна - она стала эволюционировать.
Врать выгодно везде, и этим занимаются все.
Так речь помогла в конкурентной борьбе за пищу, за самку, за доминантное положение.

Цитата
«Миллион с небольшим лет назад социальная структура общества благодаря внутреннему отбору развила лобную часть мозга. У человек эта область огромна: у остальных млекопитающих она гораздо меньше относительно всего мозга. Сформировалась лобная область не для того, чтобы думать, а чтобы заставить человека ИНДИВИДУАЛЬНОГО делиться пищей, потому что еда – источник энергии. А людей, которые не делились пищей, в социальной группе просто уничтожали».
Цитата
«… для социализации большой мозг не нужен. Прекрасно социализированная тупая особь интегрируется в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. В ходе эволюции личными талантами и особенностями жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножения, доминантности.»
HBR-R, 5, 2012.
“Общество изгоняет умных».
Интервью с доктором биологических наук С.В.Савельевым

***

РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Цитата
А вышел человек из-под действия отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания. Выживать стали не те, кто лучше устроен, а те, кто лучше пользуется приобретенным и с каждым поколением возрастающим знанием о том, как строить, как добывать пищу, как защищаться от болезней, как жить.
В. Р. Дольник
НЕПОСЛУШНОЕ ДИТЯ БИОСФЕРЫ
Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей


Цитата
...что значит - знать? Вот в чем все затрудненья!
Кто верным именем младенца наречёт?
Где те немногие, кто век свой познавали,
Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали,
С безумной смелостью к толпе навстречу шли?
Их распинали, били, жгли..
Гете. Фауст

***

ТРИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В плохих детских домах и школах «воспитатели» тайно поощряют неофициальную иерархию, вступая в связь с лидерами и управляя воспитанниками с их помощью. (Макаренко воспел эту нехитрую и трусливую методу.)

Неофициальная иерархия в армии. Нормальная армия — это сознательно построенная по иерархическому принципу система. Но поскольку ее наполнение — молодежь, постольку в ней неизбежно возникают «неуставные» иерархии. В здоровой армии их удается удерживать на сравнительно мягком уровне. Но в разложившейся армии они становятся очень жестокими, причем бессмысленно жестокими. Иерархов опьяняют неограниченная власть и возможность употреблять ее в самой безобразной форме, цель которой — топтать и унижать тех, кто оказался на дне пирамиды.

***

А вышел человек из-под действия отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания. Выживать стали не те, кто лучше устроен, а те, кто лучше пользуется приобретенным и с каждым поколением возрастающим знанием о том, как строить, как добывать пищу, как защищаться от болезней, как жить.

В конце лета скворцы начинают объединяются в стаи и начинают беспорядочно менять направление полета. Птицы летят быстро и близко друг от друга, но столкновений не происходит. Причем, маневр не распространяется волной, а охватывает стаю одновременно.
Ученые пытались выяснить причину столь успешных действий.
Наличие вожака или инициатора маневра исключено. Главным образом, из-за того, что у скворцов нет такого разнообразия сигналов, чтобы задать не только поворот, но и указать новый курс.
Наиболее вероятным объяснением является то, что каждый скворец постоянно отслеживает, снизу, сверху, справа, слева, спереди и сзади движение всех своих товарищей по стаи.
Преимущество такой координации по сравнению с иерархией состоит в том, что любой скворец, обнаруживший опасность, хищника или препятствие, берет на себя инициативу и осуществляет маневр.

Итого, три системы управления
- иерархия
- передаваемые знания
- взаимная координация

В. Р. Дольник
НЕПОСЛУШНОЕ ДИТЯ БИОСФЕРЫ
Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей 

Комментариев нет:

Отправить комментарий