суббота, 3 августа 2019 г.

Пространство, время и причинность

Сейчас наш привычный мир переживает ситуацию тотальной утери смысла - разрушены связи со всеми организующими смысл пространствами. Бог убит религией, искусство - коммерцией, онтологии замещены технологиями, проектность скована ужасом перед переменами.
Смысла как такового нет. Его нужно каждый раз строить заново.

А раньше что было?

Например, что говорит Кант, сводится в сущности к следующему:

"Время, пространство и причинность -- не определения вещи в себе, а принадлежат лишь ее явлению, ибо они суть не что иное, как формы нашего познания. А так как всякая множественность и всякое возникновение и исчезновение возможны только во времени, пространстве и причинности, то отсюда следует, что и они свойственны только явлению, а вовсе не вещи в себе. Но познание наше обусловлено указанными формами; поэтому весь опыт -- только познание явления, а не вещи в себе, и, следовательно, его законы не могут прилагаться к вещи в себе. Сказанное простирается даже на наше собственное я, и мы познаем это я лишь как явление, а не как то, чем оно может быть в себе". 
Вот, в рассматриваемом нами важном отношении, смысл и содержание учения Канта.

Платон же говорит:

"Вещи этого мира, который воспринимают наши чувства, вовсе не имеют истинного бытия: они -- всегда становящееся, но никогда не сущее; они имеют лишь относительное бытие и все существуют только во взаимном соотношении и благодаря ему, -- поэтому все их бытие можно называть также и небытием. Они, следовательно, не объекты подлинного знания (επιστημη), ибо такое знание может быть лишь о том, что существует в себе и для себя и всегда одинаковым образом: они -- только объекты мнения, порождаемого ощущением (δόξα μετ' αισϑησεως αλογσν). Пока мы ограничиваемся их восприятием, мы подобны людям, которые сидят в темной пещере и так крепко связаны, что не могут даже повернуть головы, и при свете горящего позади них огня видят на противоположной стене только силуэты действительных вещей, которые проходят между ними и огнем, -- и даже друг друга и самого себя каждый видит лишь как тень на этой стене. Их мудрость может заключаться только в предвидении познанного на опыте чередования этих теней. То же, что только и может быть названо истинно сущим (οντως ον), ибо оно всегда есть, но никогда не становится и не преходит, это -- реальные первообразы силуэтов и теней, это вечные идеи, первичные формы всех вещей. Им не свойственна множественность, ибо каждая из них по своему существу только едина, будучи сама первообразом, снимки которого, или тени, являются одноименными ему, отдельными, преходящими вещами того же рода. Не свойственны им также возникновение и исчезновение, ибо они суть истинно сущее, но никогда не становящееся и не преходящее, как их исчезающие снимки. (В этих двух отрицательных определениях, однако, необходимо содержится в качестве предпосылки то, что время, пространство и причинность не имеют для идей никакого значения и силы, и идеи существуют не в них.) Поэтому только по отношению к ним имеется подлинное знание, так как объектом последнего может служить лишь то, что существует всегда и во всех отношениях (т. е. в себе), а не то, что и существует, и не существует в зависимости от точки зрения".
Таково учение Платона.

* * *

Кант назвал свое учение подлинным просвещением: наука есть разрушительница фиктивного всезнания.

Научное знание также является безжалостным осознанием границ познавательной достоверности. Суть подлинного просвещения - вырвать человека из-под власти традиционных суеверных надежд, опираясь на силу теоретического разума.

Если говорить о границах теоретического разума, то стоит помнить и об скептическом агностицизме Д.Юма. Исследование же Канта в отличие от Юма направлено против необоснованных претензий на пророчества и управление личными решениями людей.

Примечание. Кант выступал против существующего в те времена сциентизма, - доказательства существования Бога и бессмертия души. "Критика чистого разума" показывает что обоснованиям приводят к антиномиям и метафизическим альтернативам.
Критическая философия" Канта требовала осознания ограниченности человеческого знания. Это освобождает место для чисто моральной ориентации, для доверия к нравственным очевидностям.

Примечание. А. Никонов. "Апгрейд обезьяны". "Мораль - это сумма установившихся в обществе неписанных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к понятию "приличия". Нравственнось определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни, как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек.
* * *

Позитивизм – это направление в философии, которое исходит из «позитивного», т.е. фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Основателями позитивизма считаются О. Конт, Юм, Даламбер. Позитивизм – наследник и продолжатель эмпиризма, из которого он взял религиозное поклонение факту и опыту, как источнику всех знаний и суду последней инстанции.
  • позитивизм утверждает приоритет науки: нам известно лишь то, что сообщают науки;
  • позитивизм считает науку практически единственным инструментом познания: это единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество;
  • методы естественных наук работают не только при изучении природы, но и общества – отсюда появление таких наук об обществе, как социология;
  • позитивизму присуще оптимистическая вера в неизменность прогресса, основанному на развитии человеческого разума;
  • наука объявлена единственным прочным фундаментом индивидуальной и общественной жизни, происходит своеобразное «обожествление факта»;
  • для позитивизма характерна некритическая, поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки;
  • существует единственный верный научный метод, которым должны пользоваться все науки: истины только те знания, которые основаны на опыте и наблюдениях. После обобщения (индукции), из этого опыта появляется научное знание;
  • настоящая позитивная наука умеет правильно задавать вопросы: задаются только те вопросы, на которые принципиально возможно получить ответ. Позитивист никогда не задаст вопрос: «Почему?». Такой вопрос может задать только незрелая наука;
  • позитивное знание, в отличие от других знаний, абсолютно истинно;
  • существует четкая граница между наукой и метафизикой. Позитивисты считают, что охраняют науку от метафизики.
Неопозитивизм. Это новое течение появилось в Вене, где в конце 20-х – начале 30-х годов несколько учеников Морица Шлика сформулировали основные принципы неопозитивизма.

  • неопозитивизм утверждает, что многие проблемы познания носят языковой характер;
  • неопозитивизм говорит о проблемах высказываний;
  • неопозитивизм разъясняет проблемы позитивизма, связанные с наличием/отсутствием детерминизма;
  • неопозитивизм разделяет законы на теоретические и эмпирические. Причем теоретические появляются не путем обобщения экспериментального материала.
Главными представителями неопозитивизма являются: Мориц Шлик, Х. Рейхенбах, Ф.Франк, А.Тарский и Рудольф Карнап.

Комментариев нет:

Отправить комментарий