понедельник, 6 ноября 2017 г.

Теории революций

Он понес наобум. (Он забыл, легкоум,
Сколько опасны плоды профанации:
От неясных идей - слепота у людей,
А у Нации - галлюцинации):
Льюис Кэрролл.


Есть два класса теорий, объясняющих революции.

Один класс теорий объясняет исходя из некоторых законов истории. Типа - иного не дано. Одна из таких теорий - исторический материализм, гегелевский "план провидения". Но не только... Такие законы называют трансисторическими: они стоят вне истории, но направляют ход истории.

В противовес трасисторичности выдвигает второй класс теорий, определяющий ход истории мерой глупости и злодеяний элиты в соответствие с законом перехода количества в качество.

Второй класс теорий исходит из случайности события, обозначаемого как "революция". Для этого есть даже термин - "контингенстность революций", в смысле случайности события есть, революция могла произойти, но и могла не произойти.

Человек по свой природе не может без построения причинно-следственных цепочек, нарратива, по меткому определению Талеба (Черный лебедь). Поэтому второй класс теорий трудно воспринимать. В самом деле, как можно допустить что не было никакой причина для свершения революции, а было лишь специфическое сочетание обстоятельств. Обстоятельств, трактуемых как сбой, аномалия, дезинтеграция, расстройство дел. Конечно, каждое из обстоятельств имеет свои причины, но это частные причины. Частные, по отношению к общему событию - "революция". Хотя и в этих теориях присутствуют общие причины, например, такие как глупость элиты и расстройство рутинной жизни среди "неэлитных" слоев - от низов до примыкающих к элите прослоек.

Как не удивительно, Ленин в октябре мыслил революцию как событие: "вчера было рано, завтра будет поздно". А он, все-таки практик революции, в отличие от Маркса и Энгельса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий