понедельник, 18 мая 2015 г.

Эффект перелета - overshooting

Эффект перелета, по английски overshooting, как понятие сформулировано Клейтоном Кристенсеном (Clayton Christensen) в книге "Дилемма инноватора" (The Innovator's Dilemma).
Эффект перелета наблюдается в том случае если новый инновационный продукт превышает потребности большинства пользователей.
Можно сказать даже так, что предложение новшеств опережает потребности.

В этой ситуации конкуренты предлагают более дешевые аналоги. В самом деле, новое поколение технологий удовлетворяют требования отдельных, наиболее требовательных потребителей. Но большинства потребителей, формирующих выручку, пока не понимает необходимость данных особенностей и функций. Эти особенности и функции свидетельствуют о лидерских позициях производителя, но потребителей предпочитает пока удовлетвориться более дешевым базовым аналогом, с тем чтобы "подтянуть" свое понимание преимуществ предлагаемых лидером рынка инноваций.

Немало примеров эффекта перелета можно найти на рынке ИТ. Планшеты, новые производительные компьютеры, новые операционные системы, насыщенные технологически и очень удобные для выполнения различных функций не нужны потребителю хотя бы потому, что у него просто нет времени или желания даже просто познакомиться с этими функциями. Не говоря уже о том, чтобы досконально разобраться с применением новых технологий. Просто нет насущной потребности во всех видах аудио- и видеоредакторах, статистических пакетах, системах управления личной эффективностью, каталогизаторами файлов, системах ведения медиабиблиотек и так далее и тому подобное.
Вероятно, это связано с тем, что

  1. Производительность и мощность ИТ в среднем превышает потребность бизнеса в ИТ.
  2. Стоимость функций ИТ упала до общедоступного уровня.
  1. Пропускная способность телекоммуникационных сетей позволяет удовлетворить спрос пользователей с точки зрения доступности связи.
  1. Ведущие поставщики ИТ позиционируют себя в качестве поставщиков  ИТ услуг "по требованию" (фактически, как поставщики коммунальных услуг или как поставщики транспортных услуг).
  2. Закончился инновационный и прорывной этап развития ИТ технологий, новшества стала "рутиной".

Наличие эффекта перелета позволяет сформулировать стратегию, эксплуатирующую эффект перелета.
А именно, отслеживание прорывных технологий и разработка дешевых базовых аналогов, ориентированных на массового потребителя с "отстающими" по отношению к новой технологии потребностями.
Дифференциация этой стратегии эксплуатируют идею доступных цен, доступных обычному потребителю функций и идею "ничего лишнего, только то что нужно".
Выпуск базовой дешевой версии далее может дополняться "развитием базовой версии" синхронно с привыканием потребителя к новой технологии.
Однако, для того чтобы эксплуатировать эффект перелета, для этого вначале нужно убедиться, что эффект наблюдается на рынке. Признаки этого могут сформулированные для ИТ признаки (см. по тексту выше). Немного обобщая, можно утверждать, что эффект перелета может иметь место, если

  1. Предложение "количественных показателей" в среднем или в основном превышает потребности ИТ.
  2. Стоимость единицы показателя, предлагаемого поставщиком, находится на общедоступном уровне.
  1. Инфраструктурные проблемы использования и интеграции продаваемого решения отсутствуют.
  2. Поставщики позиционируют себя как обычные поставщики общедоступных услуг.
  1. В отрасли не наблюдается инновационный бум и нет признаков инновационных мыльных пузырей.


Не является ли эффект перелета опровержением тезиса о том, что всегда нужно быть первым на рынке?

Комментариев нет:

Отправить комментарий