вторник, 1 августа 2017 г.

Трансформация информации

Нас приближают к истине отрицательные, а не подтверждающие примеры! Неверно выводить общее правило из наблюдаемых фактов.
...данные сообщают нам много, но не так много, как мы ожидаем. Иногда в массе данных нет никакого смысла, а иногда единственный факт бесценен.
Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости.

Выделяют три основных механизма трансформации информации:
  • Генерализация (обобщение). Генерализация (обобщение) состоит в переносе когнитивного правила на новые контексты.
  • Опущение. Опущение информации позволяет сократить мир до контролируемых размеров, игнорируя те области, которые на данном этапе не представляется возможным освоить.
  • Искажение. Искажение информации выражается в смещении акцентов восприятия сенсорных данных для сохранения модели реальности.

Метапрограммы — это характерные способы организации информации и концентрации нашего внимания в окружающем и внутреннем мире. Они работают как избирательные фильтры в процессе выработки приоритетов: какую информацию выделить как значимую для нас, а какую — исключить.

Метапрограммы.
  1. «Врата сортировки». Классификация мира по 
    1. людям (кто?) 
    2. ценностям (зачем?) 
    3. процессам/ процедурам (как?) 
    4. действиям/ вещам (что?) 
    5. времени (когда?) 
    6. месту (где) 
  2. Стиль организации информации. 
    1. размер обобщения 
      1. крупный (большой масштаб, общий вид) 
      2. мелкий (конкретика, детали) 
    2. способ мышления 
      1. дедукция (от общего к частному) 
      2. индукция (от частного к общему) 
      3. традукция (аналогия) 
      4. абдукция (парадоксально-гипотетическое заключение) 
    3. ведущая сенсорная репрезентативная система 
      1. визуальная 
      2. аудиальная 
      3. кинестетическая 
  3. Фокус сравнения. 
    1. совпадение (сортировка по сходству, консенсус) 
    2. несовпадение (сортировка по различию, конфронтация) 
  4. Мотивация. 
    1. перспектива 
      1. приближения (к), позитив 
      2. избегания (от), негатив 
    2. стиль ответа 
      1. активный 
      2. пассивный 
  5. Референция. 
    1. внутренняя (я сам, мое, мне) 
    2. внешняя (другие) 
    3. контекст (ситуация, система, случай) 
  6. Время. 
    1. ориентация на: 
      1. прошлое 
      2. настоящее 
      3. будущее 
    2. продолжительность 
      1. включенное время («счастливые часов не наблюдают») 
      2. сквозное время (всегда знает, который час) 
  7. Убедители. 
    1. интенсивность 
    2. продолжительность 
    3. количество 
    4. периодичность
Метамодель — это инструмент вербального сбора информации, который позволяет осознать, как отдельные речевые структуры связаны тремя универсальными механизмами моделирования, и использовать специальные вопросы к конкретным лингвистическим паттернам в речи, чтобы

  • вместо обобщения — детализировать, 
  • вместо опущения — восполнить, 
  • вместо искажения — вернуться к первоначальной форме и смыслу в сообщении.

Метамодельные вопросы:
  • Кто именно? Что именно? Кто конкретно?
  • Где? Когда? Каким образом?
  • Как именно?
  • Что вам мешает? Что бы случилось, если бы вы сделали/не сделали? смогли/не смогли? Кто это сказал?
  • По сравнению с кем/с чем?

Комментариев нет:

Отправить комментарий