Пример понятия, не имеющего объекта в реальном мире - метаистория.
В сухом остатке этого понятия - это история вселенной "вещей в себе". Эту историю можно додумывать как угодно и сколько угодно. И обосновать даже влияние "вещей в себе" на "вещи для нас".
Но конечно понятие метаистории - продукт мыслительной деятельности, и довольно изобретательной деятельности с хорошей фантазией.
Впрочем, для полноты картины кратко о понятии метаистории
Метаисто́рия - термин, впервые введённый в употребление С. Н. Булгаковым и получивший распространение как в русской эзотерике, так и в русской христианской философии.
В учении Даниила Андреева теория метаистории развивает идеи С. Н. Булгакова о Метаистории как «ноуменальной стороне того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история». Под метаисторией Д. Андреев понимает совокупность процессов иноматериальной природы, которая отчасти находит свое проявление в истории и имеет по отношению к ней в конечном счете определяющее значение.
В терминах группы конструирования будущего (руководством Переслегина) - результат применения метаоператора к исторической науке: наука о структуре науки истории. А короче - - обобщение вероятностной истории. Так как Переслегин и его группа хорошо разобрались с теорией множеств, то они оперируют терминами счетного множества историй, множество мощности континуума, что придает очень серьезный вид термину. Хотя математика данной терминологией не обманешь. Да и физика тоже.
Самое здравое определение метаистории ввел Хейден Уайт - американский историк и литературный критик. Он назвал метаисторией структуру исторического изложения и своей монографии показал. что историки просто следуют схемам, которые можно изложить посредством дисциплины с названием "Метаистория".
В 1973 году Хейден Уайт опубликовал книгу Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe (Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в.).
В сухом остатке этого понятия - это история вселенной "вещей в себе". Эту историю можно додумывать как угодно и сколько угодно. И обосновать даже влияние "вещей в себе" на "вещи для нас".
Но конечно понятие метаистории - продукт мыслительной деятельности, и довольно изобретательной деятельности с хорошей фантазией.
Впрочем, для полноты картины кратко о понятии метаистории
Метаисто́рия - термин, впервые введённый в употребление С. Н. Булгаковым и получивший распространение как в русской эзотерике, так и в русской христианской философии.
Метаистория, грядущая жизнь в Царстве Божием. Понятие используемо многими русскими христианскими философами для объяснения сущности исторического процесса. Они указывали на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовлению человечества к переходу от истории к метаистории. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тела или обожествление милостью Божией.
В учении Даниила Андреева теория метаистории развивает идеи С. Н. Булгакова о Метаистории как «ноуменальной стороне того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история». Под метаисторией Д. Андреев понимает совокупность процессов иноматериальной природы, которая отчасти находит свое проявление в истории и имеет по отношению к ней в конечном счете определяющее значение.
В терминах группы конструирования будущего (руководством Переслегина) - результат применения метаоператора к исторической науке: наука о структуре науки истории. А короче - - обобщение вероятностной истории. Так как Переслегин и его группа хорошо разобрались с теорией множеств, то они оперируют терминами счетного множества историй, множество мощности континуума, что придает очень серьезный вид термину. Хотя математика данной терминологией не обманешь. Да и физика тоже.
Самое здравое определение метаистории ввел Хейден Уайт - американский историк и литературный критик. Он назвал метаисторией структуру исторического изложения и своей монографии показал. что историки просто следуют схемам, которые можно изложить посредством дисциплины с названием "Метаистория".
В 1973 году Хейден Уайт опубликовал книгу Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe (Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в.).
В этой работе Уайт, используя методологический аппарат тропологии, рассмотрел особенности исторического повествования крупнейших историков XIX века и пришёл к выводу об использовании ими литературных приёмов для достижения целостности повествования путём заполнения недостающей информации и её интерпретации. Уайт обратил внимание на то, что законченное историческое исследование содержит не только набор исторических фактов, но и литературную форму; последняя, по Уайту, оказывает значительное влияние на конечный текст, на что ранее практически не обращалось внимания. Под влиянием структурализма Уайт также построил схему использования историками четырёх различных тропов — метафоры, метонимии, синекдохи и иронии — с соответствующими им идеологиями, типами сюжетов (emplotment), формами аргументации и эмоциональными императивами. Благодаря «Метаистории» Уайт считается одним из творцов «лингвистического поворота» в исторической науке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий