…По мнению Л.Якокки, «все хозяйственные операции можно свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. Если у вас нет надежной команды, то и из остальных факторов мало что удается сделать.»
В любом бизнес-процессе есть 5 основных видов ресурсов:
- время
- люди
- технологии
- деньги
- информация
Их можно обменять друг на друга.
Если нельзя, то нужно сделать, чтобы было можно (а как же иначе - ваша организация должна быть успешной. )
Означенные пять видов ресурсов оптимальны для вашей организации.
И только для вашей организации.
И оптимальны.
Если вам кажется, что сочетание означенных выше ресурсов не очень оптимальны - смените распорядителей ресурсов. (Не пишу хозяина, потому что владеть может один, а распоряжаться другой.)
И система "отправиться" искать другой оптимум.
Побурлит, побулькает - и установиться в другой точке равновесия.
Это будет новой точкой оптимума.
Сравните новую точку со старой точкой.
Старая была лучше?
Почему?
Потому что тот, кто пришел, имеет свои "ограничения".
И то, что он делает, оптимально с учетом его ограниченности.
Так мы приблизились к скрытой сущности - "человеческий капитал" организации.
Примечание. Очень странное сочетание "человеческий капитал".
"Не человеческий капитал" - это тоже не кажется абсурдом.
Животный капитал (стадо коров к примеру) - тоже.
Так что же это, человеческий капитал - это ресурс?
Или просто ненаблюдаемый артефакт?
Хотя для публичных компаний разница между стоимостью чистых активов и рыночной капитализацией делится между неизмеримой стоимостью бренда и неизмеримой стоимостью человеческого капитала. Впрочем, и в стоимости бренда есть доля стоимости человеческого капитала. А вот стоимости человеческого капитала - навряд ли.
"Нечеловеческий капитал".
Если все формализовать, автоматизировать и свести к задаче, которую решал основоположник менеджмента Тейлор -
- "решение сложной задачи неквалифицированными сотрудниками путем их правильной организации" -
стоимость человеческого капитала устремится к нулю.
А стоимость нечеловеческого капитала будет стремится к стоимости машин и технологий.
Правда, стоимость машин и технологий включает в себя прошлый труд плюс часть стоимости человеческого капитала тех организаций, которые сделали эти машины, создали те технологии.
А человеческий капитал?
Куда он будет стремится при замещении нечеловеческим капиталом?
Он же, человеческий капитал, не отторжим от личности.
К счастью, есть специальные качества у человеческого капитала.
А именно, главная ценность человеческого капитала состоит в двух качествах:
- в способности к адаптации
и
- в способности выдвигать идеи.
Эти же полезные качества уравновешиваются пороками человеческой натуры.
Поэтому, пока не будет создан производственный искусственный интеллект, человеческий капитал не исчезнет с баланса фирм.
>>>> Отступление. Интересно, а искусственный интеллект будет ЛИ уравновешен аналогами человеческих пороков?
Поведенческое определение интеллекта.
Интеллект - это способность системы добиваться цели или проявлять определенное поведение в условиях неопределенности ситуации, вызванной какими-либо непредсказуемыми событиями.
Поэтому, пока машина не научится бороться с неопределенностью, искусственный интеллект не грозит рынку труда. А НR-директора не переведут в MR-технолога (мэшин рисёрч) или KR-директора (нолидж ресёрч).
Научные определения человеческого капитала
По-видимому первое определение интеллектуального капитала дал Т. Стюарт
[Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997 , Р. 460.].
Хотя, пользуюсь непроверенными источниками насчет первенства.
Под интеллектуальным капиталом понимают знания, которыми владеют работники, накопленный опыт, организационную структуру, информационные сети и базы данных, патенты, лицензии, имидж.
Эдвинсон Л. и Мэлоун М. [Edvinsson L. Malone M. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. – N.Y. 1997, Р. 79–107.] разбили интеллектуальный капитал на человеческий и структурный капитал.
Примечание. Похоже на индивидуальное и коллективное сознание.
Поскольку обычно продукт или услугу создает не один человек, то речь идет о совокупном человеческом капитале.
Далее:
- человеческий капитал: знания, навыки, способности к нововведениям, внутренние нормы, ценности компании,
- структурный капитал: патенты, лицензии, торговые марки, организационная структура, электронные сети, информационные базы данных.
Интеллектуальный капитал является ресурсом позволяющим
трансформировать знания в экономическую ценность.
Знание как товар обладает рядом интересных экономических свойств.
Знания характеризуются:
- значительными невозвратными издержками (нельзя вернуть знания и получить обратно денежки),
- малыми предельными издержками (как правило, это только издержки на копирование).
----------
Еще один из вариантов определения человеческого капитала основан на оценке времени и средств на приобретение знаний и навыков сотрудниками. По аналогии с основным капиталом можно построить оценку человеческого капитала.
В самом деле, основной капитал описывается:
- ценой приобретения;
- восстановительной стоимостью;
- балансовой стоимостью.
В отношении человеческого капитала:
- Цена приобретения — это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.
- Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость ежегодного обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.
- Балансовая стоимость: общая сумма вложений в трудовые ресурсы, "отражаемая на балансе", на начало отчетного периода (затраты на выбор и обучение); далее по дебету и кредиту - объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций в обучение сотрудников, величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и, наконец, балансовая стоимость стоимость на конец отчетного периода.
Заметим, что бухгалтерии вменяется следить за сохранностью капитала.
А кто будет следить за человеческим капиталом?
Ведь работник обладает свободой воли, возможностью выбора и гражданскими правами!
Хорошенький такой капитал с ножками...
А в Японии он еще и размножается.
В любом бизнес-процессе есть 5 основных видов ресурсов:
- время
- люди
- технологии
- деньги
- информация
Их можно обменять друг на друга.
Если нельзя, то нужно сделать, чтобы было можно (а как же иначе - ваша организация должна быть успешной. )
Означенные пять видов ресурсов оптимальны для вашей организации.
И только для вашей организации.
И оптимальны.
Если вам кажется, что сочетание означенных выше ресурсов не очень оптимальны - смените распорядителей ресурсов. (Не пишу хозяина, потому что владеть может один, а распоряжаться другой.)
И система "отправиться" искать другой оптимум.
Побурлит, побулькает - и установиться в другой точке равновесия.
Это будет новой точкой оптимума.
Сравните новую точку со старой точкой.
Старая была лучше?
Почему?
Потому что тот, кто пришел, имеет свои "ограничения".
И то, что он делает, оптимально с учетом его ограниченности.
Так мы приблизились к скрытой сущности - "человеческий капитал" организации.
Примечание. Очень странное сочетание "человеческий капитал".
"Не человеческий капитал" - это тоже не кажется абсурдом.
Животный капитал (стадо коров к примеру) - тоже.
Так что же это, человеческий капитал - это ресурс?
Или просто ненаблюдаемый артефакт?
Хотя для публичных компаний разница между стоимостью чистых активов и рыночной капитализацией делится между неизмеримой стоимостью бренда и неизмеримой стоимостью человеческого капитала. Впрочем, и в стоимости бренда есть доля стоимости человеческого капитала. А вот стоимости человеческого капитала - навряд ли.
"Нечеловеческий капитал".
Если все формализовать, автоматизировать и свести к задаче, которую решал основоположник менеджмента Тейлор -
- "решение сложной задачи неквалифицированными сотрудниками путем их правильной организации" -
стоимость человеческого капитала устремится к нулю.
А стоимость нечеловеческого капитала будет стремится к стоимости машин и технологий.
Правда, стоимость машин и технологий включает в себя прошлый труд плюс часть стоимости человеческого капитала тех организаций, которые сделали эти машины, создали те технологии.
А человеческий капитал?
Куда он будет стремится при замещении нечеловеческим капиталом?
Он же, человеческий капитал, не отторжим от личности.
К счастью, есть специальные качества у человеческого капитала.
А именно, главная ценность человеческого капитала состоит в двух качествах:
- в способности к адаптации
и
- в способности выдвигать идеи.
Эти же полезные качества уравновешиваются пороками человеческой натуры.
Поэтому, пока не будет создан производственный искусственный интеллект, человеческий капитал не исчезнет с баланса фирм.
>>>> Отступление. Интересно, а искусственный интеллект будет ЛИ уравновешен аналогами человеческих пороков?
Поведенческое определение интеллекта.
Интеллект - это способность системы добиваться цели или проявлять определенное поведение в условиях неопределенности ситуации, вызванной какими-либо непредсказуемыми событиями.
Поэтому, пока машина не научится бороться с неопределенностью, искусственный интеллект не грозит рынку труда. А НR-директора не переведут в MR-технолога (мэшин рисёрч) или KR-директора (нолидж ресёрч).
Научные определения человеческого капитала
По-видимому первое определение интеллектуального капитала дал Т. Стюарт
[Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997 , Р. 460.].
Хотя, пользуюсь непроверенными источниками насчет первенства.
Под интеллектуальным капиталом понимают знания, которыми владеют работники, накопленный опыт, организационную структуру, информационные сети и базы данных, патенты, лицензии, имидж.
Эдвинсон Л. и Мэлоун М. [Edvinsson L. Malone M. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. – N.Y. 1997, Р. 79–107.] разбили интеллектуальный капитал на человеческий и структурный капитал.
Примечание. Похоже на индивидуальное и коллективное сознание.
Поскольку обычно продукт или услугу создает не один человек, то речь идет о совокупном человеческом капитале.
Далее:
- человеческий капитал: знания, навыки, способности к нововведениям, внутренние нормы, ценности компании,
- структурный капитал: патенты, лицензии, торговые марки, организационная структура, электронные сети, информационные базы данных.
Интеллектуальный капитал является ресурсом позволяющим
трансформировать знания в экономическую ценность.
Знание как товар обладает рядом интересных экономических свойств.
Знания характеризуются:
- значительными невозвратными издержками (нельзя вернуть знания и получить обратно денежки),
- малыми предельными издержками (как правило, это только издержки на копирование).
----------
Еще один из вариантов определения человеческого капитала основан на оценке времени и средств на приобретение знаний и навыков сотрудниками. По аналогии с основным капиталом можно построить оценку человеческого капитала.
В самом деле, основной капитал описывается:
- ценой приобретения;
- восстановительной стоимостью;
- балансовой стоимостью.
В отношении человеческого капитала:
- Цена приобретения — это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.
- Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость ежегодного обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.
- Балансовая стоимость: общая сумма вложений в трудовые ресурсы, "отражаемая на балансе", на начало отчетного периода (затраты на выбор и обучение); далее по дебету и кредиту - объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций в обучение сотрудников, величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и, наконец, балансовая стоимость стоимость на конец отчетного периода.
Заметим, что бухгалтерии вменяется следить за сохранностью капитала.
А кто будет следить за человеческим капиталом?
Ведь работник обладает свободой воли, возможностью выбора и гражданскими правами!
Хорошенький такой капитал с ножками...
А в Японии он еще и размножается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий