К высокому, прекрасному стремитьсяПонятие ценности как набора значимых оценок личности согласно утверждение проф. О.Харходина (HBR, 11, 2011) появилось в конце XIX века и связано с трудами Ф.Ницще. До Ф.Ницше «ценность» рассматривалась как экономическая категория, «типа» ценника на товаре, а не ценника на (или в) душе. Впоследствии утвердилось, что разные культуры различаются не только антропологическими признаки носителей культуры, но и «ценностями».
Житейские дела мешают нам,
И если благ земных нам удалось добиться,
То блага высшие относим мы к мечтам.
Увы, теряем мы средь жизненных волнений
И чувства лучшие и цвет своих стремлений.
Едва фантазия отважно свой полет
К высокому и вечному направит, -
Она себе простора не найдет:
Её умолкнуть суета заставит.
Забота тайная тяжелою тоской
Нам сердце тяготит, и мучит нас кручиной,
И сокрушает нам и счастье и покой,
Являясь каждый день под новою личиной.
Нам страшно за семью, нам жаль детей, жены;
Пожара, яда мы страшимся в высшей мере;
Пред тем, что не грозит, дрожать обречены;
Еще не потеряв, мы плачем о потере.
Гете. Фауст
Да-а-а. Ценности действительно отдают некоторым маркетинговым привкусом. Между тем понятия «добродетели» или «доблести» лучше подходят для характеристики устойчивых черт характера, на что и указывает проф. О.Харходин.
Ценности разных культур не сравнимы между собой ввиду уникальности культур. Не сравнимы в силу того, что именно ценности определяют уникальность культуры, то есть являются тем, в силу чего и возможно установить тут самую «культуру», которая отлична от другой.
Доблести же (или добродетели) характеризуются гораздо более универсальным характером по отношению к культурам, нежели ценности. То есть, доблести имеют «прописку» в разных культурах.
Наиболее универсальных характер присущ четырем доблестям, которым должен отвечать воин-правитель:
• Мужество
• Справедливость
• Благоразумие
• Сдержанность
Эти доблести признавались и древними греками, и иудеями, и исламом, и христианство. И подобные доблести можно найти в кодексе самурая.
Четыре доблести дополнялись и расширялись. Стоит упомянуть также и три теологические христианские доблести, - вера, надежда, любовь, - которые как утверждается ввел в список доблестей Фома Аквинский.
Впрочем, и среди четырех доблестей не было незыблемости. Список не сокращался, но по-разному расставлялись акценты. В военной обстановке главной доблестью становилось мужество. Наверное, чем более суровые испытания выпадают на долю людей, тем меньше становится доблестей, но эти четыре почему-то не сокращаются до двух или трех.
Стоит сказать, что другие доблести, например, «правдивость» далеко не так безупречны. В частности, в крестьянский общинах нужна хитрость, а правдивость – это проигрыш в доступе ресурсам (земля, навоз, лошади), которые очень ограничены. Да и в придворных играх правдивость признак полной «профнепригодности»: «простота хуже дурака».
Ценности и доблести различаются и так сказать "онтогенеза". Ценности понимаются после потери. Например, потеряв здоровье (любовь, доверие), начинаешь ценить. Доблести же нужно заслужить. И они теряются, если только не забвение...
Ну и наконец - не дружат ценности и доблести с лингвистической точки зрения. Неуместными либо циничными звучать "ценные доблести" и "доблестные ценности".
Итак…
Какая же из четырех доблестей:
• Мужество
• Справедливость
• Благоразумие
• Сдержанность
наиболее востребована сейчас и здесь?
Комментариев нет:
Отправить комментарий