Защита от манипуляций
... (Кара-Мурза. Манипуляция сознанием) человек, чтобы действовать в своих интересах (а не в интересах манипулятора), должен реалистично определить три вещи:- нынешнее состояние,
- желательное для него будущее состояние,
- путь перехода от нынешнего состояния к будущему.
Ницше, утверждал,что слова всегда изобретались господствующими классами; они не указывают на означаемое, а навязывают интерпретацию.
Манипуляции - методика воздействия или само воздействие.
Признак Манипуляции
первый признак манипуляции – уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор. Ясное обнаружение идеалов и интересов, которые отстаивает «отправитель сообщения», сразу включает психологическую защиту тех, кто не разделяет этой позиции, а главное, побуждает к мысленному диалогу, а он резко затрудняет манипуляцию.
Кара-мурза. Манипуляция сознанием.
Определение Манипуляции
Манипуляции - методика воздействия или само воздействие.
Техника обнаружения Манипуляции
Проверьте
- Наличие признаков манипуляции.
- Наличие применения методов.
Зачастую Вы сами не является достойной целью манипулятора.
Ведь если Вами манипулируют, наверное, Вы в чем то значимая величина.
Не обольщайтесь!
Методы манипуляции, приведенные ниже могут быть просто болтовней. Просто болтая, мы и не логичны, и пытаемся в чем-то убедить, используя некорректные приемы и аргументы. Да и просто не следить за речь - так, ветер слов и душевный мусор.
Но тем не менее, Вы можете оценить вероятность наличия манипуляции.
Отличайте не осознанную манипуляцию от осознанной, а также корыстную манипуляцию просто от манипуляции обольщения.
Методы Манипуляции
Оцените наличия применения к Вам следующих методов манипуляции. Хорошая манипуляция должно использовать хотя быть по одному из методов в каждом разделе: в формате сообщения, иметь психологическую и логическую компоненты, ссылать на данные и факты с применением статистики.
Формат сообщения
- - формирование первичного сообщения, право "первого" слова;
- - техника инокуляции: в сообщении заранее указываются доводы оппонентов и показывается их несостоятельность;
- - невозможность дальнейшего обсуждения;
- - недостаточное информирование: набор данных, не позволяющих составить представление;
- - избыточное информирование: набор данных, которые не могут быть быстро проверены и сопоставлены.
Психологические приемы
- - предоставление "управляемой свободы выбора" пример свобода выбирать пиво сокол для себя гораздо важнее;
- - использование непонятных слов: ноносомы, коэнзимы, керамиды;
- - ошарашивание темп рассуждений;
- - техника "чтения мыслей" - сейчас вы думаете о...;
- - суждения "общеизвестно, что", очевидно, что";
- - утверждения-трюизмы: "все меняется", "никогда нельзя оставаться на достигнутом", "истинные ценности неизменны;
- - метод ложного стыда: трансформация "общеизвестно, что" в "вам, конечно же, известно, что";
- - добавление лести "вы достойны самого лучшего и поэтому";
- - систематическое повторение;
- - прием честного и откровенного заявления (должна вам честно сказать);
- - недосказанность с намеком на особые мотивы, создание интриги;
- - ссылка на авторитет;
- - принижение иронией;
- - троянский конь начинаем с видимой поддержки и в конце веский аргумент, перечеркивающий все достоинства;
- - умалчивание и полуправда - еще древние говорили;
- - навязывание альтернативы "или ... или" - либо "кариес либо паста";
- - техника "почему бы не...";
- - игра на слабостях целевой аудитории - комплекс вины;
- - игра на стереотипах: дороже - лучше.
Логические приемы
- - логическая ошибка "неопределенность тезиса" говорят пиво должно быть импортным, на самом деле оно должно быть вкусным;
- - трюизмы - избитые истины, связываемые с независимым выводом;
- - несоблюдение закона достаточного основания;
- - порочный круг;
- - причинно-следственный силлогизм: первое - значит причина;
- - неполное опровержения: взять самый слабый аргумент, разбить его, а потом заявить - что и остальное неправильно;
- - неправомерные аналогии: хорошо защищает то, значит защитит это.
Статистические методы манипуляции
- - нерепрезантативность выборки;
- - малый объем выборки;
- - малое число повторений;
- - неполное сравнение: сравнение не с аналогом, а с чем-то значительно худшим;
- - прием "до какой цифры" - до какой цифры округлить, чтобы выглядеть внушительным, например, берем 10,001 и говорим: либо более 10, либо в первой сотне;
- - неучтенная статистическая погрешность;
- - понятие в среднем не уточняя - среднее арифметическое, геометрическое или посередине ряда цифр;
- - неполные графики: без указания начала координат, масштаба, разрыв оси, типа шкалы, использование рисунков вместо столбцов диаграммы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий