Может ли бытие реально и объективно понято?
Или всегда бытие будет лишь искаженной, нечеткой, местами
смазанной проекцией реального бытия? Или вообще не иметь связи с проекцией?
В этом смысле уместно определение кардинала Беллармина
(предтечи теории познания) о двойственности истины (номинализм).
Там где двойственность, там есть место и многозначности.
Чему равен прообраз, то есть бытие, отвечающее
представлению? Представление в этом случае выступает как образ, бытие – как
прообраз.
Если однозначного ответа нет (например, в силу
многозначности отношения), нужно что-то придумать, найти «выход».
Один из таких «выходов» оригинален: объявить вопрос о бытии
устаревшим, а само понятие «бытие» антинаучной бессмыслицей.
Так и сделано. В рамках неопозитивизма.
Более того, дабы «усугубить», вопрос «существует или не
существует» также следует объявить бессмыслицей.
То есть неопозитивизм объявил вопрос о бытии устаревшим, а
также объявил научной бессмыслицей постановка вопроса «существует или не существует».
Чем менее способны люди на определенной ступени развития
понять действительность (реальное бытие), тем весомее в понимании
действительности представления.
Представление замещает реальное бытие и тем не менее
базируется на реальном жизненном опыте. С другой стороны, представление
аналогично жизненному опыту и представление усложняется по мере усложнения
жизненного опыта, обрастая гранями, аспектами, комплексами. Иногда не
осознаваемыми несогласованностями.
Однако неопозитивизм исключает реальное бытие, оставляя
актуальным жизненный опыт и представление. Исключает в силу того, что вопросы
«существует или не существует», а также понятие «бытие» - бессмысленны.
И далее: что дано – то и есть. Чего не надо – откуда знать,
что оно есть, если вопрос «существует или не существует» бессмысленный. Нет
вопроса о существование, тогда остается одно «что дано, то и есть».
Однако ж, в представлениях, и не только в
естественно-научных, но в магических, мифических, религиозных присутствует
трансцендентная сущность – воля и деятельность, всеустанавливающая каждое
представление.
Трансцендентная всеобщая деятельность может
персонифицироваться, например, в образе богов, может деперсонифицироваться,
например, в образе разума или духа. Но трансцендентность не устранима.
Именно здесь уместно, логично и обоснованно утверждение о
бессмысленности вопроса «существует или не существует». Так одновременно
существует, и одновременно – не существует. По определению трансцендентности.
Можно отметить долгое и активное существование картины миры,
не соответствующей подлинному бытию. Но это отнюдь не мешает полезным и
плодотворным действиям человека и общества. В чем же тогда полезность
подлинного понимания бытия, если подлинное понимание бытия может оказаться
бесполезным и не плодотворным?
НАШИ
ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАС, А НЕ СОБЫТИЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий