Лидерство — это попытка руководителя, используя разные источники власти и свой собственный набор навыков, повлиять на группу людей и направить их усилия для достижения общей цели.
Существует три подхода в теории изучения лидерства:
Лайкерт выделил три типа переменных, влияющих на взаимосвязь между лидерством и эффективностью деятельности в сложных организациях:
1.1 Обедненное управление. Страх перед бедностью.
1.9 Загородный клуб. Руководитель сосредотачивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 Авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, не обращает внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 Организация. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую организацию.
9.9 Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. И это обеспечивает и высокий моральный настой, и высокую эффективность.
Модель Виктора Врума и Филиппа Йеттона выделяет пять стилей, методов руководства, которые может использовать лидер в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений:
Для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых составляется древо целей:
Лидер с точки зрения компетенций
Каждая личность состоит из специфического сочетания черт характера. Эти черты характера проявляются через определенные модели поведения, которые можно назвать компетенцией.
Отсюда строится модель способностей применительно к характеристике лидера:
Лидер с точки зрения эмпатии и эмоций
Резонансное лидерство. Люди настроены на одну эмоциональную волну, то есть чувствуют одно и то же.
Диссонирующее лидерство. Ощущение несогласованности, неприятное для слуха.
Два человека или группа людей ощущают эмоциональное неудобство и чувствуют себя постоянно неуютно.
Существует три подхода в теории изучения лидерства:
- личностный,
- поведенческий,
- ситуационный.
Американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) выделяет три стиля:
Концептуальной основой авторитарного стиля руководства является «Теория Х» Дугласа Мак-Грегора (1960), рассматривающая человеческое существо как дикое животное (традиционный подход к управлению):
Концептуальной основой демократического стиля руководства является «Теория Y» Мак-Грегора, рассматривающая человека как существо, способное к самореализации:
Исследованиям Ренсиса Лайкерта принадлежит система 4 менеджмента, то есть четыре стиля руководства:
Для оценки эффективности каждого из стилей Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение, определяемое на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя.
- физическая и эмоциональная выносливость;
- понимание назначения организации и направления ее деятельности;
- энтузиазм;
- дружелюбие, приязнь и расположение других;
- порядочность.
- ум и интеллектуальные способности;
- господство или преобладание над другими;
- уверенность в себе;
- активность и энергичность;
- знание дела.
- направляющий образ;
- страсть;
- цельность.
По мотивам сравнительной таблицы Бенниса "Менеджер и лидер" можно представить примерно такую упрощенную картину:
Менеджер
|
Лидер
|
Исполняет регламент
|
Придумывает новое
|
Все правильно делает
|
Делает правильным все
|
Заимствует
|
Внедряет
|
Имитатор
|
Творец
|
Поддерживает
|
Разрабатывает
|
Ориентируется на систему
|
Ориентируется на людей
|
Полагается на контроль
|
Внушает доверие
|
Краткосрочные цели
|
Долгосрочная перспектива
|
Цель - результат
|
Цель - развитие потенциала и возможностей
|
Вопросы: "когда?", "как?"
|
Вопросы: "Зачем?", "Почему?"
|
Солдат
|
Полководец
|
Оберегает "статус-кво"
|
Бросает вызов "статус-кво"
|
- авторитарный,
- демократический,
- пассивный.
Авторитарный
|
Демократический
|
Либеральный
|
Природа стиля
|
||
Вся власть и ответственность
в руках лидера
|
Делегирование
полномочий, ключевые позиции - у лидера
|
Снятие с
себя ответственности и самоустранение от власти в пользу группы
|
Прерогатива в установлении
целей и выборе средств их достижения
|
Принятие решений на выделенных уровнях управления с
привлечением исполнителей
|
Самоуправление групп
|
Коммуникации сверху-вниз
|
Двунаправленные
коммуникации
|
Горизонтальные
коммуникации
|
Воздействие лидера на
потребности подчиненных более низкого уровня
|
Воздействие лидера на потребности подчиненных более
высокого уровня
|
Недостаточная требовательность к нарушителям
|
Угрозы и психологическое
давление
|
Создание
нормальных условий работы
|
Лидер
находится под влиянием подчиненных
|
Сильные стороны
|
||
Приверженность оперативности,
порядку, результату, организованности
|
Усиление
мотивации персонала
|
Можно
начать работы и без лидера
|
Слабые стороны
|
||
Сдерживание инициативы
|
Требуется
много времени для реализации
|
Группа
может потерять темп и направление
|
Концептуальной основой авторитарного стиля руководства является «Теория Х» Дугласа Мак-Грегора (1960), рассматривающая человеческое существо как дикое животное (традиционный подход к управлению):
- люди не любят работать;
- людей надо контролировать и направлять;
- людям необходима безопасность;
- к работе мотивирует угроза и наказание;
- люди избегают ответственности;
- у людей нет амбиций;
- люди не используют в работе воображение.
Концептуальной основой демократического стиля руководства является «Теория Y» Мак-Грегора, рассматривающая человека как существо, способное к самореализации:
- люди считают работу естественным состоянием;
- люди реагируют не только на контроль и принуждение, но и на признание и поощрение;
- люди способствуют достижению целей организации в зависимости от предложенных наград;
- люди самовыражаются в работе;
- при определенных условиях люди охотно берут на себя ответственность;
- людям свойственно стремление к креативности и инновациям.
Исследованиям Ренсиса Лайкерта принадлежит система 4 менеджмента, то есть четыре стиля руководства:
- эксплуататорско-автократический;
- благожелательно-автократический;
- консультативный (партисипативный);
- групповой.
Для оценки эффективности каждого из стилей Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение, определяемое на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя.
ЛАК =
сумма либеральных элементов поведения
/
сумма авторитарных элементов поведения
Лайкерт выделил три типа переменных, влияющих на взаимосвязь между лидерством и эффективностью деятельности в сложных организациях:
- каузальные — определяющие направление развития и результаты деятельности фирмы, находящиеся под контролем менеджмента;
- привходящие — отражающие внутренние взаимосвязи, например цели, лояльность, отношения, установки, восприятие, мотивации;
- конечного результата — отражающие результаты деятельности организации, например, производительность, услуги, цена, качество, доход.
- времени рабочего дня. Наилучшего значения коэффициента можно добиться в утренние часы при наименьшей усталости;
- уровня интеллигентности собеседника. По мере его повышения увеличивается значение коэффициента, однако особо высокая интеллигентность собеседника, толкающая руководителя к излишне уступчивому, или, наоборот, авторитарному подходу, может дать отрицательный эффект;
- от величины руководимой группы. Оптимальная — не менее 10, максимальная — 24;
- от возраста. Особенно трудно управляемые сотрудники до 22 и с 45 до 55 лет;
- от пола. Констатируется более низкий коэффициент у женщин, управляющих женщинами, чем у мужчин, управляющих мужчинами. Наилучший коэффициент у руководителей смешанных групп, включающих не менее двух представителей другого пола.
Но этого оказалось "маловато". И появились "более многофакторные" модели влияния лидера на организационное взаимодействие и строительство. К числу таких относится управленческая решетка Блейка-Моутона.
А также
1.1 Обедненное управление. Страх перед бедностью.
1.9 Загородный клуб. Руководитель сосредотачивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 Авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, не обращает внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 Организация. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую организацию.
9.9 Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. И это обеспечивает и высокий моральный настой, и высокую эффективность.
Дихотомия поведения лидеров (Ohio State University). А также Мичиганский университет.
Лидеры делятся согласно их поведению по отношению к подчиненным:
• Внимательное поведение (Мичиганский университет: employee - oriented). Лидер чутко относится к подчиненным, уважает их мнения и чувства и в какой степени ему удается добиться взаимного доверия.
• Инициирующее поведение (Мичиганский университет: production - oriented). Лидер ориентирован на выполнение заданий и склонен направлять деятельность подчиненных на достижение корпоративных целей: жесткое руководство, контроль, детальное планирование и составление расписания и графика работы подчиненных.
Лидер с точки зрения ситуации
Ситуационная модель руководства американского профессора Фреда Фидлера (1967)
Фидлер выделил три ситуационных фактора:
• Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей;
• Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость и формулировки и структуризации;
• Должностные полномочия. Это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Модель ситуационного подхода «Путь-цель» (path-goal theory) Теренса Митчела и Роберта Хауса.
Способы влияния руководителя на подчиненных для достижения цели — это:
• разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
• оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
• направление усилий подчиненных на достижение цели;
• формирование у подчиненных таких потребностей, которые могут быть удовлетворены;
• удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
В модели «путь-цель» рассматривается ряд стилей руководства:
- Стиль поддержки — аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчиненных. Общение руководителя с подчиненными «на равных» просто и дружелюбно.
- Инструментальный стиль — аналогичен стилю, ориентированному на работу и на задачу. Подчиненные получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их четкого исполнения.
- Стиль, поощряющий участие — руководитель делится информацией с подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Акцентирует внимание на консультации.
- Стиль, ориентированный на достижения — характеризуется постановкой перед подчиненными напряженной цели. Руководитель требует от подчиненных работать в полную силу их возможностей и одновременно убеждает их, что это им по силам.
Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена
Бланшара
Характеристика действий и особенностей принятия решений в
зависимости от стиля лидерства
Код
|
Стиль лидерства
|
Действия лидера
|
Принятие решения
|
S1
|
Директивный
|
Подробно инструктирует, внимательно проверяет
|
Лидер
|
S2
|
Наставнический
|
Объясняет свои решения, дает возможность прояснить ситуацию
|
Лидер. После совместного обсуждения и/или объяснения
|
S3
|
Поддерживающий
|
Делится идеями, способствует принятию решения
|
Лидер/последователи при поддержке лидера
|
S4
|
Делегирующий
|
Предлагает другим ответственность за решения и их выполнение
|
Последователи
|
Стили
лидерства и готовность сотрудников
Уровень готовности сотрудника
|
Уровень компетентности
|
Уровень настроя
|
Применяемый стиль лидерства
|
R1
|
Низкая
|
Средний
- высокий
|
S1
|
R2
|
Низкая - средняя
|
Низкий - средний
|
S2
|
R3
|
Средняя
- высокая
|
Средний
- высокий
|
S3
|
R4
|
Высокая
|
Высокий
|
S4
|
Лидер с точки зрения принятия решения
- руководитель сам принимает решения, используя имеющуюся информацию;
- руководитель принимает решения на основе информации, предоставленной подчиненными, сообщая им или нет о сути проблемы;
- руководитель излагает проблему подчиненным, выслушивает все их мнения, а потом сам принимает решение;
- руководитель представляет проблему группе подчиненных, которая и обсуждает, а затем сам принимает решение;
- руководитель излагает проблему группе подчиненных, ищет совместно с ней решение и принимает наиболее приемлемое из всех.
Для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых составляется древо целей:
- значения качества решения;
- наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения;
- степень структурированности проблемы;
- согласие подчиненных с целями фирмы и их желанием участвовать в выполнении решения;
- уверенность, что автократическое решение лидера получит поддержку у подчиненных;
- заинтересованность сотрудников в достижении цели;
- степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Лидер с точки зрения компетенций
Каждая личность состоит из специфического сочетания черт характера. Эти черты характера проявляются через определенные модели поведения, которые можно назвать компетенцией.
Отсюда строится модель способностей применительно к характеристике лидера:
- личные навыки: мотивация, уверенность в себе, энергия и личная эффективность;
- социальные навыки: влияние, политическая осведомленность, сочувствие;
- познавательные навыки: концептуальное мышление и масштабное видение.
Лидер с точки зрения эмпатии и эмоций
Резонансное лидерство. Люди настроены на одну эмоциональную волну, то есть чувствуют одно и то же.
Стиль
лидерства
|
Как
строится резонанс
|
Воздействие
на климат в организации
|
Уместно
использовать
|
Идеалистический
|
Лидер
воодушевляет людей, рисуя им образ привлекательного будущего
|
Сильное
позитивное
|
Чтобы
иметь ясное направление движения
|
Обучающий
|
Лидер связывает
желанию людей с целями организации
|
Весьма позитивное
|
Чтобы помочь
сотруднику улучшить производительность за счет развития способностей
|
Товарищеский
|
Лидер
создает гармонию путем сближения людей
|
Позитивное
|
Чтобы
устранить разлад в коллективе, мотивировать сотрудников
|
Демократический
|
Лидер оценивает
вклад сотрудников в работу, вовлекая их в процесс
|
Позитивное
|
Чтобы добиться
поддержки и единодушия сотрудников
|
Диссонирующее лидерство. Ощущение несогласованности, неприятное для слуха.
Два человека или группа людей ощущают эмоциональное неудобство и чувствуют себя постоянно неуютно.
Стиль
лидерства
|
Как
строится резонанс
|
Воздействие
на климат в организации
|
Уместно
использовать
|
Амбициозный
|
Лидер
стремиться к достижению наиболее интересных задач
|
Часто
негативное
|
Чтобы
получить отличный результат от команды квалифицированных сотрудников
|
Авторитарный
|
Лидер рассеивает
страхи, указывая направление движения в условиях неопределенности
|
Сильно негативное
|
В кризисной ситуации
|
Харизматический лидер
Профессором Вайзменом выделены «необычайные» способности, которые объединяют харизматических лидеров. Тем самым, была провозглашена charismatic leadership theory. В рамках это теории выявлены пять главных характеристик:- видение (перспективное мышление);
- склонность к риску;
- чувствительность к ограничениям;
- развитая эмпатия (чувствительность к окружению, к потребностям других людей);
- нестандартное поведение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий