Не все так просто!
Логиками, уже средневековыми, установлено, а современными доказано, что предложения могут иметь следующие значения:
- Истина: пример предложения Волга впадает в Каспийское море.
- Ложь: пример предложения Париж – столица Англии
- «Некорректность»: пример предложения Австралия – лысая
- «Неопределенность»: (и Истина, и Ложь): пример предложения Это утверждение истинно
- Парадоксальность: (ни Истина, ни Ложь): пример предложения Это утверждение ложно.
Остальные логики - неклассические. Например
- логики, отрицающие закон исключенного третьего,
- логики, подвергающие сомнению операцию "следует"
- логики, основанные на особых таблицах истинности (многозначные логики)
- логики, работающие основанные на внешних контекстах высказывание (логики вопросов, норм, оценок)
- модальные логики
- логики, вообще на работающие с истиностными таблицами (типа категориальных логик, комбинаторных логик, условных и вероятностных логик)
А.Камю. Миф о Сизифе.
(далее цитаты)
Есть лишь один поистине серьезный филосовский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.
Побуждает ли абсурд к смерти - этому вопросу следует отдать предпочтение...
Первым делом разума является различение истинного и ложного. И, однако, как только мысль задумывается о себе самой, она открывает противоречие.
Человек испытывает желание быть счастливым и постигнуть разумность мира. Абсурд рождается из столкновения этого человеческого запроса с неразумием мира.
Чувство абсурда - это еще не понятие абсурда. Первое служит основание для второго, не более того. Первое несводимо ко второму, разве что в тот краткий миг, когда выносит свое суждение о вселенной.
...всякий раз абсурдность абсурдность вытекает из сравнения. Следовательно, я вправе сказать, что чувство абсурда рождается не из простого рассмотрения единичного факта и не из отдельного впечатления, а высекается при сравнении наличного положения вещей с определенного рода действительностью, действия - с превосходящим его миром. По сути своей абсурд - это разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения.
Наша жажда понять, наша тоска по абсолюту объяснимы лишь постольку, поскольку мы можем понять и объяснить. Напрасно вовсе отрицать разум. Существует круг явлений, внутри которого он действенен. Это как раз все то, что принадлежит человеческому опыту. Именно поэтому нам хочется пролить свет на все сущее. И раз мы не можем этого сделать, то возникает абсурд; рождение его происходит при встрече действенного, одна ограниченного разума со вновь и вновь воспроизводящейся иррациональностью.
Я могу понимать не иначе, как с помощью человеческих понятий. То, к чему я прикасаюсь, что мне сопротивляется, - вот это я понимаю. И еще я знаю, что не могу примирить две моих уверенности - мою жажду абсолюта и единства, с одной стороны, и несводимость мира к рациональному и разумному принципу, - с другой.
Но сейчас сама проблема перевернута. Прежде речь шла от том, чтобы выяснить, должна ли жизнь иметь смысл, чтобы быть прожитой. Сейчас же, наоборот, обнаруживается, что она будет прожита тем лучше, чем полнее в ней будет отсутствовать смысл. Пережить и испытать то, что тебе положено судьбой, значит всецело ее принять. ... Жить означает поддерживать жизнь абсурда.
Чтобы выяснить, свободен ли человек, необходимо выяснить предварительно, может ли над ним быть хозяин... Единственная ведомая мне свобода - это свобода мысли и действия.
Вера в смысл жизни всегда предполагает иерархию ценностей, выбор, наши предпочтения одного другому. Вера в абсурд, как он был нами определен, учет обратному. .... вера в абсурд равносильна замене качества опыта его количеством. ... я должен сказать, что важно не прожить как можно лучше, а пережить как можно больше. Нравственность человека, его шкала ценностей получают свой смысл лишь благодаря количеству и разнообразию опыта, который ему довелось накопить.
Прочувствовать свою жизнь, свой бунт, свою свободу и как можно сильнее - значит пережить как можно больше. Тем, где царит ясность, иерархия ценностей бесполезна.
Абсурд не освобождает, он связывает. Он не дает разрешения на любые поступки. "Все позволено" не означает, будто ничто не запрещено. Абсурд только делает равноценными последствия поступков. Он не советует поступать преступно...
Любая мораль основывается на мысли, что поступок имеет свои последствия, которые его оправдывают или перечеркивают. Дух, проникнутый абсурдом, ограничивается мнением, что об этих последствиях надлежит судить спокойно. Он готов за все расплачиваться. Другими словами, для него нет виновных, если только несущие ответственность. Самое большое, на что он согласен, так это использовать прошлый опыт при обосновании будущих поступков.
Все, что побуждает человека работать и действовать, использует надежду. Поэтому единственная мысль, свободная ото лжи, - это мысль бесплодная. В мире абсурда ценность любого понятия и любой жизни измеряется их бесплодием.
"Зрелище - петля, - говорит Гамлет, - чтобы поймать сознание короля". Ведь сознание либо стремительно движется, либо замыкается в себе.
Либо у мира есть смысл, превосходящий повседневные треволнения, либо нет ничего истинного, кроме этих треволнений. Надо или жить во времени и в нем умирать, или изъять себе из него ради жизни, над ним возвышающейся.
Действительно родственными различные интеллекты делает не столько тождество заключений, сколько общность противоречий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий