PEST - это методика стратегического анализа факторов дальнего окружения в разрезе Politic, Economic, Social, Technology. PEST учитывает экономические, социальные, политические и технологические факторы, влияющие или определяющие стратегигеское поведение фирмы..\
Графическая иллюстрация PEST-анализа
PEST-анализ базируется на перечислении факторов, которые обычно сопровождаются показателями: “Вероятность”, “Влияние”, “Ответная реакция”.
Семантически неоднозначен показатель “Вероятность”. Он имеет градации - “низкая”, “средняя”, “высокая”. Этот показатель "определяет" вероятностью свершения рассматриваемого события.
Небольшое уточнение по термину "вероятность". Дело в том, что для PEST анализа вероятность почти не подходит. Вместо этого лучше использовать "неопределенность". На бытовом уровне что вероятность, что неопределенность - суть одно и то же. Но на уровне анализа - суть разная и даже очень.
Я же, чтобы Вас не затруднять, попробую объяснить популярно. Когда мы говорит о вероятности, мы знаем множество исходов. То есть явление в принципе известно, не известно лишь какой стороной ляжет монетка. Орлом или решкой. Ну может ребром. И не более того. Четвертого не дано.
Когда мы говорим о неопределенности, мы не знаем прежде всего множество исходов. То есть, может будут бросать монетку, а может кость (кубик).
Когда говорят о вероятности, то явление уже изучено методами науки, описана его природа, построены законы распределения. То есть мы имеем с "вещью для нас", которая понятна и может быть наблюдаема во всей своей целостности на большом числе испытаний. Про такую вещь и говорят "суета сует..."
А вот неопределенность - это "вещь в себе". Даже квантификация, - низкая, средняя и высокая неопределенность, - лишь успокаивает сознание, но не добавляет ничего к познанию вещи.
В PEST-анализе в большинстве случае - неопределенность в отношении политики, экономике, социологии и технологии.
Например, неопределенность в ТЕХНОЛОГИЯХ рушит весь анализ... Вспомните CEO фирмы ИБМ, который утверждал всего 10 лет назад, что персональный компьютер никому на фиг не нужен и их больше 5 000 штук в месяц продать не возможно! Вспомните мышь, которую изобрели сотруднике фирмы Ксерокс, и как над ними смеялось руководство и крутило пальцем возле виска. И еще есть масса примеров с кино, и с фотоаппаратами, и с телефонами, изобретение транзистора считалось чудачеством - и все эти высказывания происходили от уважаемых людей, флагманов отраслей, супер специалистов. Эдисон считал применение переменного тока глубокой ошибкой! А какой титан мысли и изобретательства!
Примечание. Позиция “Влияние” описывает - на что может повлиять событие. Позиция “Ответная реакция”- это то, что должна предпринять компания с учетом "смысла" события.
Привлечение аутсорсинговых компаний для PEST-анализа ничем его не улучшает. Точно также можно взять все факторы, выписать градации влияния, важности, неопределенности или вероятности и методом Монте-Карло (поручить мартышке) отметить позиции. Можно даже попытаться доказать, что результат работы мартышки и уважаемой компании "в целом", а не в частностях, именно в целом (то если сосчитать число попаданий и промахов по происшествии времени) даст РАВНОЦЕННЫЙ результат!
Замечу, что в контексте PEST-анализа вероятность - не вероятность в математическом смысле. Это вероятность в философском смысле. То есть возможность!
Цитата
...большая близость к истине, чем к заблуждению, обусловленная тем, что число положительных оснований в пользу возможности какого-либо факта перевешивает число отрицательных. Вероятность может быть субъективной и объективной. Субъективная Вероятность состоит в том, что мы приписываем одним фактам большую близость к истине, единственно в силу безотчетной, ничем не проверенной склонности к ним. Объективная Вероятность есть проверенное вами приближение к истине, основанное на вычислении величины отношения положительных оснований возможности и исследуемого факта к исключающим его отрицательным основаниям или степени вероятности.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просто если придется кому-нибудь когда-нибудь проводить анализ (а иногда приходится), то корректнее употреблять "возможность" или "неопределенность" вместо вероятности.
Значительность (и значимость) результата можно оценить только по прошествии некоторого времени: чем значительнее результат, тем больше нужно времени для его признания.
Обращение тезиса: если о вашем результате начали восхищенно отзываться тут же (после того, как вы выдали этот самый результат на гора), скорее всего он (и даже почти наверное) - незначителен.
PEST и другое в изобразительном искусстве
В отношении PEST, пять сил Портера и SWOT-анализа анализа я нашел следующую аналогию, которой хочу поделиться.
Представьте себе картину голландских мастеров. (если не удается, представьте Джоконду). PEST анализ - это рама картины. У каждой картины может и не быть рамы, а может быть простенькая, может быть богатая, вычурная, достойная самой картины и так далее. Но саму картину рама не делает, она украшает картину.
А сама картина? 5 сил Портера составляют фон картины. Это уже существенная деталь, определяющая колорит, опосредованно тема и сюжет. Фон в определенной мере влияет и на композицию.
Матрица Ансоффа задает направление сюжета, силовую линию, вокруг которой будет разворачиваться сюжет и строится композиция.
SWOT-анализ определяет объекты, которые будут на картине и определенным образом группирует эти объекты по типу злодея,героя и статиста, а также дает общий "погодный" тон: хорошая погода и буря. Или может не тон, так настроение.
Применительно, например, к Джоконде SWOT-анализ нам должен указать, что на картине должна быть женщина, довольно состоятельная, довольно привлекательная, ее слабыми сторонами будет то что она именно не привлекательная и не обнаженная.
А вот дальше собственно и начинается произведение или мазня школяра.
Шаблон PEST-анализа
Политические
• Действующее законодательство
• Будущее законодательство
• Международное законодательство
• Регламентирующие органы и процессы
• Правительственная политика
• Торговая политика
• Фонды, гранты и инициативы
• Лоббистские группы
• Международное давление
• Войны и конфликты
Экономические
• Экономическая ситуация и тенденции в стране
• Экономическая ситуация и тенденции в мире
• Налоги, связанные с данными продуктами
• Сезонность и влияние погоды
• Рыночные циклы
• Факторы, специфичные для индустрии
• Товаропроводящие каналы
• Проценты и обменные курсы
• Вопросы международной торговли
Социальные
• Тенденции
• Демография
• Отношения и мнения потребителей
• Взгляды СМИ
• Изменения законодательства, влияющие на социальные факторы
• Представления о брендах, компании и технологии
• Алгоритмы покупок
• Мода и ролевые модели
• Основные события и влияния
• Этнические и религиозные факторы
• Реклама и пропаганда
• Вопросы этики
Технологические
• Появление конкурирующих технологий
• Финансирование исследований
• Пограничные/вспомогательные технологии
• Технологии-заменители
• Зрелость технологии
• Зрелость и потенциал производства
• Механизмы покупки
• Законодательство в области технологий
• Инновационный потенциал
• Доступ к технологиям, лицензирование, патентование
• Вопросы интеллектуальной собственности
• Глобальные коммуникации
• Новые технологии: скорость возникновения, динамиками передачи, скорость устаревания
Вам нужно найти некоторое число аналитиков или специалистов (хорошо - если это будут профессора) в области политики, экономики, науки и техники, социологии.
Как правило эти люди готовят обзоры по тем отраслям знаний, в которых работают и дают ответы на вопросы, обозначенные в шаблонах. Это довольно общие ответы.
Чтобы получить доступ к отраслевым данным, тут придется немного заплатить денег или воспользоваться устаревшими отчетами (с отставанием в 3-5 лет).
Мне попался такой пример из истории СССР. Согласитесь - угроза войны самый серьезный стратегический фактор - но был ли он учтен мировым сообществом (Генеральный штаб СССР вовсю готовился к войне) - совершенно не понятно.
Вот материал.
Совершенно Секретно. 01, 2009 "Рамзай только догадывался".
Цитата
|
О чем это говорит?
О том, что PEST-анализ бесполезен?
Скорее да, для обычного, среднего человека.
Во-первых, никакой гарантии результата, во-вторых, напрасные расходы.
Зачем платить за ошибки?
С другой стороны, не обязательно составлять отчет на десятки страниц - возможно, задача PEST анализа в том, чтобы вычленить главные факторы. Вот только, кто сказал, что есть какая то достаточная уверенность - что факторы главные. Дело в том, что они настолько же главные, насколько будущему присуща неопределенность. Плюс к тому, "черных" лебедей никто не отклонял.
Кто сможет вычленить эти самые главные факторы?
Ну и далее, допустим, он вычленит он факторы... Кто его услышит?
Известно ведь, нет пророка в своем отечестве.
Хотя есть и обратный пример. Фараон услышал Моисея и стал откладывать зерно в урожайные год (семь тучных коров...). Но и в этом случае, если бы фараону не приснились коровы, смог ли Моисей донести до фараона результаты своего стратегического анализа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий