четверг, 21 января 2016 г.

Угроза информационных технологий - структура отраслей

Интернет ведет к монополизации.
Интернет ослабляет рыночную силу покупателей.
Навязывает ложные идеи.
Создает иллюзию выбора.

Такие вот мотивы родились у меня после прочтения "Strategy and the Internet" by Michael E.Porter. Harward Business Review, March, 2001.

В уже далеком 2001 году М.Портер описывал влияние интернета
"Интернет оказывает мощное влияние на структуру отрасли и устойчивое конкурентное преимущество.

Отраслевая структура определяется основными силам конкуренции:
  • конкурентная борьба,
  • барьеры входа в отрасль,
  • угроза товаров-заменителей,
  • рыночная власть поставщиков,
  • рыночная власть покупателей,
  • рыночная власть каналов распределения.

М.Портер поставил вопрос: "Как влияет Интернет на эти силы?"

Анализ довольно противоречив, с моей точки зрения. Слишком много оговорок, останавливающий возможности для "отступления", нет категорических заключений.
С академической точки зрения здесь все отлично и служит образцом академической работы.
Но практику нужно действовать.
Сейчас.
Он не может ждать.
Он вынужден выбрать тот или иной вариант.

Интернет, положим, уже проявил свою влияние и кое-что поменялось.
Однако трудно утверждать что доступность информации изменило рыночную силу покупателей. Выбор - вырос. Но и выросли инструменты манипуляции выбором. И если отрасль поставила себе на службу Интернет, то наоборот, рыночная сила покупателей сократилась. Покупатели разобщены, не организованы. Все что они могут - это ставить лайки.
Но лайки можно поставить и с помощью Интернета от лица интернет персонажей, или просто подкупив пользователей, вознаграждая их чем-либо за лайк.

Интернет также усилил барьеры входа в отрасль. Теперь нужно фирме нужен сайт. И не просто сайт, а профессионально выстроенный и профессионально функционирующий. А это стоит немалых денег и никак не входит в производственные планы. Точнее, не соответствует производственным планам. Даже, если фирма принадлежит ИТ-отрасли.

Интернет предоставил ряд новых инструментов для маркетинга, позволил улучшить дифференциацию, предоставил ряд существенных и важных инструментов для управленческой деятельности.
Это так и этим стоит воспользоваться.
Интересно, что интернет - это дополнительный канал распределения.
Появился новый вид отношений B2B2C. В дополнение к B2C и B2B.
Интернет позволил привлечь активных потребителей к производственным программам, организовав программы обратной связи.

Но Интернет также облегчил возможность копирования достижений конкурентов.
Вообще, складывается впечатление, что каждому "движению" соответствует "контрдвижение", то есть каждому сдвигу в одной из сил всегда найдется компенсирующий сдвиг в этой же или в другой силе.

Это соответствует заключения, что Интернет - это технология, которая сама по себе не влияет на отраслевую структуру. Но технология - обязательная к внедрению и использованию. Иначе - забвение и банкротство.

Да, конечно, Интернет позволяет перейти от УТП (уникальное торговое предложение) к ИТП (индивидуальное торгового предложение). Как писал М.Портер Интернет позволяет

It lets you create a customized, common information technology platform for all your company’s activities — resulting in unique, integrated systems that reinforce the strategic fit among your firm’s many functions. Even better, competitors can’t easily imitate these systems.
создавать индивидуальные платформы ..., которые конкуренты не могут быстро и легко скопировать.

Индивидуальное торговое предложение - это великолепная индивидуальная платформа. Еще не сбывшаяся. Окончательно.

Возможно, это и определяет Интернет как стратегическое дополнение.

Пока же Интернет, это мощный инструмент. Он может использовать разумно или неразумно. Но видимо, пока не использоваться вообще - не может для подавляющего числа отраслей.

Теперь на смену идет Цифровая Трансформация Бизнеса, Big Data и Internet of Think.

А вот тут - что мы имеем?

Разум - величайшая ловушка!
Нужен ли человек в бизнесе, если шаг за шагом наступают технологии, исключающие непредсказуемый характер человеческого поведения.

В этом случае структура отрасли будет определяться только ИТ-технологиями, но кто же за все это будет платить, для чего и зачем, вот вопрос, о котором стоит поразмышлять.


Комментариев нет:

Отправить комментарий