вторник, 31 мая 2016 г.

Стратегия цивилизации

История экономического развития - это прежде всего история растущей диверсификации образа жизни и видов произведенных и потребленных товаров и услуг. ... речь идет о многоплановом процессе, который в принципе невозможно точно отобразить одним-единственным денежным показателем

Пикетти Капитал 21 века


Теория культурно-исторических типов (Я. Данилевский). 
В ней цивилизация рассматривается как обозначение отдельных культурно-исторических типов, народы которых внесли позитивный вклад в историю (кроме германо- романского типа культуры — это египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский культурно-исторические типы). В истории существовали и такие племена, которые, не создав своей культуры, выполняли разрушительную роль, способствуя крушению культур, которые находились в кризисном состоянии (гунны, монголы, тюрки). Третья группа населения земного шара — это племена, которые по разным причинам задержались в своем развитии и не создали своей культуры, оставшись на уровне «этнографического материала», который развитые цивилизации используют для своего развития. 

То есть, я здесь склонен выделить ТРИ траектории 


Теория локальных цивилизаций (О.Шпенглер). 
Основные идеи этой теории созвучны взглядам, развивавшимся Н. Данилевским. В ней цивилизация рассматривается как «высшая» культура, которых в истории было всего 8 — египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко- римская, арабская, мексиканская, западная (возникает в X в.). В истории нет единого линейного культурного процесса, и каждая культура есть явление совершенно уникальное и неповторимое, проходящее в своем развитии, как человеческий организм, несколько стадий — детство, юность, зрелость, старость. Цивилизация — это последняя стадия, свидетельствующая о приближении гибели культуры. 

Здесь я склонен видеть ЧЕТЫРЕ траектории, трактуемые как стадии. Траектория "Детство" конечно при благополучном стечении обстоятельств может перейти к траектории "Юность", но фатальный исход так же вероятен... 

Теория развития цивилизаций А. Тойнби
В ее основе лежит идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т.д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Тойнби выделяет 26 цивилизаций, из которых в XX в. осталось существовать только 10 цивилизаций и 8 из них находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая логика их развития — прогресс духовности и религии. 

Здесь я вижу своеобразные траектории С - "прогресс духовности", D - "регресс духовности". Если взять пересечение с траектории А - "Рост ВВП" и B - "Отрицательный или нулевой рост ВВП", уже получится четыре траектории в двумерной плоскости. 

Теория социокультурных суперсистем (П.Сорокин). 
В рамках этой теории цивилизация рассматривается как социокультурная общность, в которой доминирующая культура и ее ценности выступают в виде ядра, а по периферии от него располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией. Таким образом, цивилизация представляет собой не монолитное образование, а сложную социокультурную систему, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии. П.Сорокин полагал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней в качестве основных, по мнению П.Сорокина, можно выделить 3 типа социокультурных суперсистем: 1 — чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения (примеры — поздняя античная культура периода упадка, современная П.Сорокину культура XX в.); 2 — идеационалъный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее (пример — позднее Средневековье); 3 — идеалистический тип (idealistic), представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией (примеры — античная культура периода расцвета, Возрождение). 

Здесь я бы сказал косвенно отрицается возможность формирования траекторий. Так как отрицается монолитность. И ядро может двигаться по траектории А, а периферия - по В. Спрашивается - по какой траектории движется общность?

Комментариев нет:

Отправить комментарий