Введение
При построении систем класса Big Data, не мало важное значение имеет хорошая формализация модели, которая будет в последствии реализованы в системе.
Если мы не побеспокоимся наработать умение формализовать свою интуицию, мы всегда будем действовать вопреки тому, во что верим.
Обозначения
Удобные обозначения имеют значение.
Поэтому вначале
определимся с обозначениями.
i – индекс продукта (брэнда). I – множество
продуктов, так что iÎI. Индекс i=0 зарезервируем для «прочих»
продуктов.
j – индекс
фирмы. J – множество
фирм, так что jÎJ. Индекс j=0 зарезервируем для «прочих» фирм.
Ij
– множество продуктов фирмы j.
Ji
– множество фирмы, в портфеле которых содержится продукт i.
q – продажи
в натуральном выражении.
w –
продажи в денежном выражении.
p = q/w – цена.
qij
– продажи продукта i фирмой j.
Зарезервируем для разности обозначение r (от residual), так что r=q(1)-q(0). Для обозначения доли или
отношения зарезервируем d (от diffenece),
так что d=q(1)/q(0). Для обозначения относительной доли
зарезервируем df, так
что df=r/q(0).
Прописной функцией будем обозначать суммарные показатели,
характеризующие рынок в целом. Например, Qi – сумма продаж i-го продукта (в натуральном выражении) в целом по рынку:
Общие продажи – Q (без индекса).
Продажи фирмы j обозначим Q*j:
Продажи продуктов (товаров, работ, услуг) прочих фирм:
Матрица переменных выглядит следующим образом:
j=0
|
j=1
|
j=m
|
|||||
i=0
|
q00
|
q01
|
Q0
|
||||
i=1
|
Q1
|
||||||
qij
|
|||||||
i=n
|
qnm
|
Qn
|
|||||
Q*0
|
Q*1
|
Q*j
|
Q*m
|
Q
|
С учетом сделанных обозначений можно теперь ввести метрики
рынка.
Доля рынка.
Доля рынка продукта i фирмы j в натуральном
выражении.
Относительная доля продаж продукта i фирмы j по
сравнению с продажами фирмы k:
Аналогично рассчитывается доля рынка в денежном выражении.
Доля рынка продукта i фирмы j в натуральном выражении.
Относительная доля продаж продукта i фирмы j по сравнению с продажами фирмы k:
Расчет концентрации рынка.
Для каждой фирмы jÎJ рассчитываются
индексы dqj
и отображаются с помощью круговой диаграммы. При построении диаграммы следует
учитывать 5-7 наиболее крупных индекса, остальные же индексы группируются под
легендой «прочие» и отображаются индексом i=0.
Один из примеров отображения концентрации рынка:
Показатели развития бренда
Индекс развития бренда.Отображает хорошо ли продается бренд выделенной группе потребителей А по сравнению с продажами другим потребителям:
Здесь
D(A) – индекс развития.
A – группа потребителей.
N(A) – количество потребителей группы А.
N – общее количество потребителей.
qi(A) – количество продаж группе А.
qi – общее количество продаж.
Аналогично можно построить индекс развития категории или группы продуктов.
Для этого определим множество I = {i1, i2, ...} продуктов, входящих в анализируемую категорию или группу. Тогда индекс развития категории I выражается формулой:
Индекс позволяют оценить силу и слабость сегментов потребителей, которые можно представить некоторым разбиением: А1, А2, … Если сегменты покрывают весь ассортимент (замыкание в этом случае организуется введением категории «прочие»), то сумма индексов должна быть равна 1.
Показатели проникновения бренда на рынок
Здесь
PNTRi – индекс проникновения i-го бренда.
ni – количество потребителей i-го бренда. Рассчитываются как покупатели, хотя бы раз купившие или потребившие продукт.
NMi – общее количество потенциальных потребителей i-го бренда.
Аналогично, если множество I = {i1, i2, …} выражает собой категории или группу товаров, то индекс проникновения категории или группы продуктов (товаров) выражается формулой:
Доля кошелька
Здесь
IWi – доля кошелька.
EXP(wi) – расходы потребителей на товары марки i.
EXP – общие расходы потребителей.
Доля кошелька служит одним из основных способов измерения лояльности. Но, к сожалению, расчет данного индекса весьма условен ввиду отсутствия надежных данных о расходах потребителей, это раз, и во-вторых, в силу зависимости индекса об благосостояния потребителей и неравенства в доходах этих же потребителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий